Фестиваль в Мирском Замке

«Наследие Веков», или уроки истории во время каникул

Фестиваль в Мирском Замке

Небольшой легковой автомобиль едва вмещает в своем багажнике шатер и колья, сундук с инструментом и около десятка дорожных сумок внушительного размера. В них – аккуратно сложенные и выглаженные костюмы XIV-XV веков. Луки, стрелы и корзину с аутентичной посудой берем в салон. Через пару часов мы будем ставить свои шатры в полевом лагере у стен Мирского замка.

Такие сборы происходят перед отъездом на любой фестиваль исторической реконструкции в каждом клубе. Различие лишь в расстоянии, которое преодолевают участники. Фестиваль «Наследие Веков» в этом году собрал у стен Мира сотни человек, которые живут одновременно в двух эпохах – сегодня, во время компьютерных технологий, и …сегодня, в средневековье. Около семисот участников из России, Украины, и Беларуси на протяжении трех дней жили в режиме живой истории и подарили целому городу зрителей настоящее прошлое. Хотя фестиваль исторической реконструкции средневековья «Наследие Веков» проводится лишь во второй раз, по своим грандиозным масштабам он не имеет аналогов в Беларуси и входит в ряд крупнейших фестивалей такого формата Центральной и Восточной Европы.

«Наследие Веков» запомнится мне надолго еще и потому, что я нигде не видела такого конного турнира и показательного штурма крепости.

Лагерь

В огромном лагере были даже свои улицы, а шатры нам пришлось ставить вплотную друг к другу. В небе – цветные знамена с гербами клубов, среди шатров – навесы, под которыми стоят деревянные столы и лавы. На столах красуются глиняные кувшины, фляжки и кружки с водой. А из круглых глубоких глиняных мисок деревянными ложками мы едим кашу с мясом, приготовленную в котле. Стеклянная посуда, как правило, есть лишь у очень богатых. Но средневековый быт тяготит лишь несколько часов в жаркий полдень: попробуйте стоя под солнцем готовить обед у костра!

Жизнь в современном городе наполнена различными удобствами: здесь есть плита и духовка, ванна с горячей водой, холодильник, телевизор… Но в XIV веке всего этого еще не изобрели. Поэтому только на фестивале вживую можно увидеть практически любой процесс, начиная от пошива костюма, приготовления пищи, изготовления посуды на гончарном кругу и заканчивая стратегией ведения войны.

Сравните: чтобы подогреть воду в электрочайнике, нужно всего лишь включить прибор в сеть и нажать кнопку. Через минуту кипяток готов. Чтобы кипятить воду на костре, сначала нужно развести огонь, предварительно заготовив и порубив дрова, затем постоянно поддерживать температуру огня и ждать около получаса. И столько труда лишь для того, чтобы побаловаться горячим питьем.

Черный чай, кофе, картофель, сахар, томаты и кукурузу средневековые европейцы еще не знали. Специи стоили баснословных денег, а соль была лишь у заможных особ, которые могли позволить себе и белый пшеничный хлеб. Но я приехала на фестиваль с костюмом персидской горожанки, поэтому в пищу мы добавляли специи и даже пробовали варить кофе в турке на раскаленном песке.

В свободное время от зрелищ, коих на фестивале было предостаточно, мы готовили еду, играли на музыкальных инструментах и танцевали.

Конный турнир

В субботний день ристалище было заполнено людьми. Участники фестиваля расположились в трех крытых ложах с лавами, зрители сидели по противоположную сторону. Когда рыцари выберут себе противников, начнется конный турнир: преломленные копья, падающие из седел рыцари, крики зрителей, вздохи прекрасных дам…

Фестиваль «Наследие Веков» представил турнир, каким его, возможно, в кино могли видеть и вы.

Вдоль лож для участников проезжает рыцарь на лошади. Он весь закован в начищенный до блеска доспех, поверх которого надета геральдическая накидка. На коне попона в цвет герба. В руках рыцаря длинное турнирное копье. Им он ударит о геральдический щит одного из участников турнира и таким образом выберет себе соперника.

Итак, мощный удар копья повергает щит наземь. Противник не на шутку разгневан – герб его знатного рода лежит в пыли! Негодующий соперник решительно принимает вызов. И вот благородные лошади несутся, как ветер, навстречу друг другу. Рыцари твердо сидят в седлах, и чем ближе момент столкновения, тем больше меняется наклон копий. И вот оружие битвы горизонтально земле, еще секунда – и от сильного удара по доспеху ответчика копье разлетелось в щепки. Честь древнего рода восстановлена. Рыцарь ликует, а лошадь под ним танцует.

В этот день не жалели ни копий, ни коней, ни соперников – победитель всегда один! Несколько раз удары были настолько сокрушительны, что наездник выпадал из седла, а испуганная лошадь тащила поверженного по ристалищу.

Но выиграть в турнире один на один еще не значит почивать на лаврах. Окончательный итог турнир получил после конного меле, когда все сражающиеся рыцари должны были ударом меча сбить геральдический символ, венчающий шлем каждого соперника. По правилам, тот, чей знак останется на своем месте, также станет победителем.

Завершилось сие действо не менее красочно и исторично: прекрасные дамы, проявив благосклонность, наградили самых отважных и стойких рыцарей острыми кинжалами.

Показательная битва за крепость

Воскресным утром вдоль стен замка полным ходом шла подготовка к показательному штурму крепости. Лучники, копейщики, пехота тренировали приемы атаки и проверяли на действенность стратегию битвы.

Огромное количество зрителей не умещалось на трибунах, поэтому многие расположились прямо на траве замкового вала.

Деревянное сооружение условной крепости разделило ристалище на две части. На стороне атакующих одоспешенные и вооруженные воины, а также копейщики, отряд лучников и даже несколько пушек. Защищать замок будут лишь солдаты и пикинеры.

Прозвучали первые залпы артиллерии, запахло жженым порохом и началось сражение. Боевые подразделения пехоты во главе с герцогом устремились к замку, стены которого пока еще могли защищать обороняющих. Первый бой показал, что силы равны и уступать никто не будет. Тогда снова прогремели оглушительные залпы, а вслед за артиллеристами начали стрелять и лучники. Дружно по команде они произвели выстрел и быстро убежали в укрытие.

Дело в том, что чаще всего на поле боя гибли лучники. Потому именно они, как правило, первыми производили атаку, после чего без промедления в бой вступала пехота и кавалерия. И если вовремя не убежать, можно было погибнуть от рук своих же воинов.

Осада продолжалась. Пехота сменялась лучниками и артиллерией несколько раз, пока стены укреплений не стали медленно разрушаться под напором атакующих. Гремели залпы, звенели мечи, и в наступление перешли копейщики.

Несколько десятков человек с высокими иглами копий мерной поступью неумолимо приближались к крепости. И вот он, разгар штурма и кульминация всего фестиваля – битва пикинеров! Зрелище, должна сказать, действительно завораживающее. Две противоборствующие стороны ощетинились копьями и ненавистно колют друг друга. Среди битвы иногда поднимался большой деревянный крест: святой отец примирял враждующих и молил внять его словам о бесполезности жестокого сражения.

И все же замок взяли. Упорством ли, тактикой или яростью – это уже решать не мне. Но зрелище было уникальное.

Кроме этого, на фестивале «Наследие Веков» можно было увидеть фаер-шоу, турнир лучников, рыцарские одиночные сражения и массовые бои, поучаствовать в мастер-классах по танцам и ремеслам и послушать средневековую музыку в исполнении белорусских фолк-коллективов.

[box]
Исторической реконструкцией называется деятельность, направленная на воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Но, в отличие от музейной практики реконструкции, где результат занимает место в экспозиции за стеклом, здесь все используется непосредственно по назначению. Скажем, вы по выкройкам и технологиям того времени собственноручно выковали себе доспех и в нем сражаетесь на рыцарском турнире. Историческая реконструкция в Беларуси, как и в других странах СНГ, довольно молодой вид хобби. В России такой вид увлечения появился в начале 90-х годов, у нас – во второй половине последнего десятилетия ХХ века. Своих приверженцев реконструкция находит среди любителей истории. Но чаще всего в клубы исторической реконструкции приходят те, кто, однажды увидев захватывающий турнир или прекрасный бал, открывает в себе непреодолимое желание самому создавать атмосферу далеких времен.

Сегодня в реконструкции наибольшую популярность получили такие направления, как живая история и турниры. Живая история (или в английском варианте living history) занимается воссозданием повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период. Здесь важна аутентичность во всем: начиная от кроя и шитья костюма и заканчивая рецептами блюд, движениями в танцах и словами, мелодиями в песнях. «Музеи под открытым небом» весьма распространены в Западной Европе, где люди живут и трудятся в обстановке былых времен. Живая история вызывает равный интерес как у самих участников, так и у зрителей, которые могут таким образом увидеть нехрестоматийную историю.

Фестивали исторической реконструкции чаще всего совмещают в себе элементы живой истории и турниров – второго ответвления в реконструкции. В основе турниров лежит изучение источников военного искусства определенной эпохи и применение найденной информации на практике. Многое берется из аутентичных источников, но что-то приходится додумывать исходя из удобства. В результате получается зрелищное представление. Кроме того, турниры могут быть постановочными (для зрителей или же для эстетики) и спортивными, где в результате длительных тренировок участники желают проверить силы и умения.

В нашей стране Средние века наряду с войной 1812 года, а также Первой и Второй мировыми войнами являются наиболее популярными периодами для воссоздания.
[/box]

Добавить комментарий