Не каждый верит живописи, но каждый верит фотографии
Столпотворение на третьем этаже Института журналистики. Да и на четвертом можно задержаться. Ведь фотографии нужно хорошо рассмотреть, ну и послушать комментарии студентов.
– Ух,ты! Это же Никита Кисилёв.
– А это я!
– Смотри, вот тут красивый фон.
С 3 марта третий и четвертый этаж Института Журналистики украшают фотографии Анны Занкович. Аня нам знакома хорошо, ведь её зоркий глаз не упускает ни одно мероприятие журфака, да и всего БГУ.
– С чего началась твоя карьера фотографа?
– Наверное, с любви к фотографии. Мой дедушка раньше занимался фотографией, поэтому фотоаппараты и запах пленки мне знакомы еще с детства. Когда я была маленькая, любила рассматривать его работы, «фотографировать» на его же фотоаппарат «Фэд-2», правда тогда он был не рабочий, но мне это нисколько не мешало. А вот в 10 лет на День рождения родители подарили мне обычную мыльницу «Premier». И с тех пор фотография стала частью моей жизни. Я фотографировала всех и все. Как сейчас мне кажется, родители не раз пожалели о том, что подарили мне камеру, потому что пленки на 36 кадров мне хватало буквально на пару дней. Мама только и успевала отдавать ее на проявку и покупать очередную новую. А это было довольно-таки затратно. В 14 лет у меня появилась цифровая фотокамера «Samsung», тогда я поняла, что моему творчеству нет предела, а в 19 лет я уже перешла на более профессиональную технику, а именно – «Canon», которой пользуюсь и теперь.
В последнее время стала понимать, что камера не только инструмент для реализации моих творческих планов, заработка, но и друг, который помогает лучше рассмотреть этот мир.
– Расскажи о своей первой фотографии?
– Не думала, что это придется когда-нибудь вспоминать. Но, по-моему, это был портрет моей старшей сестры. И каждый раз, когда у меня появлялся новый фотоаппарат, первым делом я фотографировала ее.
– Чувствуется, что твои работы сняты с настроением. Откуда ты берешь вдохновение?
– Отовсюду. Это музыка, книги, стихи, природа, люди, общение с ними, новые знакомства. Черпаю вдохновение из фотографий мастеров. И независимо от того нравится мне этот фотограф или нет.
– Считаешь ли, что у тебя есть свой стиль?
– Скорее да, чем нет. Мне не раз говорили, что мои снимки легко отличить от чьих-либо других работ. Я люблю делать простые фотографии. В моих работах редко увидишь что-то необычное в плане построения или композиции кадра. Я придерживаюсь принципа «чем проще, тем лучше».
– Какой жанр фотографии тебе ближе всего?
– Я попробовала многие виды фотографий, жанры. Постепенно начала отбрасывать некоторые виды съемок и оставила самые интересные и приятные для меня – портрет, свадьба, репортаж и макросъемка.
– Часто вижу на твоих фотографиях людей. Чем тебя привлекают лица людей?
– Люди – это то, что меня действительно притягивает, без них не существовало бы моих фотографий. Моя главная задача – показать их с хорошей стороны, которая всегда есть внутри любого человека. И именно лицо говорит о многом. Оно передает всё настроение, характер, эмоции и состояние души человека. Вот это я стараюсь увидеть и передать через объектив.
У меня хорошие отношения с людьми, которых фотографирую. По возможности я стараюсь расположить человека к себе, заставить его хоть чуточку раскрыться, делаю так, чтобы он мне доверял, слушаю его, поддерживаю разговор – это лучший способ сделать так, чтобы он чувствовал себя комфортно перед камерой. Если мне это удается, то результат работы будет 100 %.
– Насколько сильно обрабатываешь фотографии, какие редакторы используешь?
– Обрабатываю все фотографии, но всегда по-разному. Иногда хватает минимальной обработки: могу подкорректировать свет, цвет, убрать шум, лишние детали и добавить резкость снимку. Но иногда обрабатываю сильно, делаю фото более художественным, в ретро стиле. На такую обработку уходит много времени. Поскольку большинство моих работ – портреты, то приходится делать полную ретушь лица. В среднем на обработку одной фотографии уходит час-полтора. Это долго, но результат того стоит. Люблю работать в двух программах, это AdobePhotoshop и Lightroom.
– Какие свои фотографии ты считаешь самыми удачными и любимыми?
– Есть пару снимков, которые мне нравятся. Снимки, где мне удалось сделать все, как я задумала, или же просто случайно что-то очень здоровское получилось. Все фотографии делаются с той или иной целью (нужно сделать фоторепортаж, собрать свадебный фотоальбом, сфотографировать кого-то на аватарку «ВКонтаке», показать курьезный или грустный момент в жизни кого-то, ну или что-то вроде этого). С целью же погордится я не сделала еще ни одной фотографии.
– Как относишься к критике?
– Если честно, я, наверное, была бы рада её слышать больше. А к себе бываю даже чересчур критична, хотя понимаю, что все не так уж и плохо.
– Кто такой профессиональный фотограф, как ты считаешь?
– Если говорить просто и «по определению», то будет точно так, как и в любой другой профессии. Это фотограф, который выполняет свою работу и получает за неё деньги. На мой взгляд, профессиональный фотограф это тот, работы которого нравятся большинству людей и оценены ими по достоинству.
– Можешь ли ты назвать себя профессиональным фотографом?
– Я с точностью могу назвать себя фотографом-любителем. А вот профессионалом еще вряд ли, хотя мои работы нравятся многим и их оценивают.
– На твой взгляд, что такое хорошая фотография?
– Хорошая фотография позволяет понять, как мало видят наши глаза. Хорошая фотография та, которую хочется разглядывать. Это та фотография, которая вызывает чувства, и неважно какие.
– Если не получается задумка фотографии, как поступаешь в такой ситуации?
– Я всегда стараюсь найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Стараюсь сделать так, чтобы человеку было комфортно, и он смог открыться и мне, и камере. Конечно, не всегда получается так, как я планирую изначально. В таких случаях я импровизирую. Но еще не было такой фотосессии, которой я осталась бы недовольна.
– Есть ли у тебя кумиры-фотографы?
– Нет. Но есть много фотографов, по работам которых можно многому научиться и за которыми интересно наблюдать. Это Андрей Павлов, Влада Карпович, Сергей Лапковский. Люблю заходить в группы и паблики «ВКонтакте», которые связаны с фотографией. В них можно найти интересных и творческих людей.
– Сейчас все больше и больше людей увлекается фотографией. Можно легко купить зеркалку начального уровня и сказать — все, я фотограф! Как ты относишься к конкуренции?
– Не все люди, у которых есть зеркалка, могут называть себя фотографами. А то, что среди профессионалов есть конкуренция, это хорошо и нужно. Ведь именно присутствие соперников заставляет нас стремиться к чему-то новому, мотивирует нас, и делает нас лучше как специалистов.
– Как ты думаешь, стоит делиться своими наработками и секретами съемки с другими фотографами?
– Делиться можно, советовать можно, но все равно результат съёмки будет отличаться. Что ни говори, а у каждого фотографа свой индивидуальный стиль, свое видение кадра, своя техника исполнения. В этом случае я не боюсь плагиата, ведь настоящий фотограф всегда увидит кадр по-своему, а тот, кто не смог этого сделать, скорее любитель, чем профессионал.
– Твои ощущения от первой выставки?
– Я не могу сказать, какую я ощутила эмоцию первой, но первая мысль была такая: «Ура! У меня получилось!»
Потом, когда у меня спало нервное напряжение, и я начала получать поздравления от одногруппников и преподавателей, я почувствовала непередаваемую радость от того, что мои работы могут оценить не только мои друзья, но и весь Институт журналистики. Ведь согласитесь, что это хороший старт в будущее.
– Чем увлекаешься еще кроме фотографии?
– Фотография сейчас и увлечение, и работа, и отдых – и это мне нравится.
– Можешь поделиться своими дальнейшими планами?
– Фотографию точно не заброшу, а буду дальше работать в этой сфере. Открывать для себя что-то интересное и новое. После окончания Института журналистики я хочу работать фотокорреспондентом или фотожурналистом, чтобы суметь воплотить свою мечту в реальность. Надеюсь, что когда-то и мои работы будут показывать как пример высокого профессионализма!
– Что ты можешь посоветовать начинающим фотографов и нашим читателям?
– Начинающему фотографу я бы посоветовала пробовать разные вещи: снимать в разных жанрах, смотреть на работы мастеров фотографии. Наверное, больше учиться фотографии.Двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Постоянно развивать и совершенствовать свой профессионализм. Не бояться критики. Не бояться ошибаться! Не бояться задавать вопросы более опытным коллегам. Поверьте, никто не подумает что вы «чайник», потому что более опытные фотографы, также как и вы, только много лет назад задавали те же самые вопросы своим более опытным коллегам.
Каждому желаю найти себя в жизни, заниматься любимым делом. И пусть у каждого лучшей работой будет высокооплачиваемое хобби.
Великий фотограф Анри Картье-Брессон говорил: «Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце.» Видя, как Аня полностью отдаётся своей работе, можно сказать, что она сумела выстроить и глаза, и голову, и тем более сердце.
Юлия Ишмуратова (председатель СтудСоюза, фотограф БГУ): Аня очень классная и талантливая. Мы всегда пишем ей, когда студсоюзу нужна помощь и никогда не слышим в ответ «нет». А зовем мы ее не просто так. С ней всегда легко работать, она очень креативная и оперативная. И сейчас очень приятно видеть её классные работы в коридорах факультета. Творческих успехов и вдохновения, замечательная Аня.
Ольга Семенова (фотограф ИЖ): Выставка мне очень понравилась, хорошие снимки, особенно с Чемпионата по футболу. Прям чувствуется энергия! Думаю, у Ани многое получится в этой сфере, выставка – только начало.