Мы выбираем, нас выбирают
Гости бывают разные. Кого-то мы ждём неделями и в последний день усердно стоим у плиты и до блеска натираем полы. Однако бывают и такие посетители, при виде которых точно не назовёшь себя счастливым человеком и гостеприимным хозяином. Это владельцы съёмных квартир. Они могут заявиться без предупреждения и такие критерии, как день недели, время суток, а про пору года и говорить не приходится, отходят на второй план. Хозяева съёмных квартир могут вломиться в «своё» жилище и начать разговор совершенно не с приятных слов «Добрый день! Как поживаете?». Вместо этого они предъявляют претензии по поводу грязной посуды в раковине, неправильно расположенной сахарницы на столе, «несимметрично» заправленного дивана. При этом они принимают не только серьёзный, деловой вид, а даже в какой-то степени «грозный».
Посетители различных форумов в Интернете делятся своими способами, как «бороться» с владельцами съёмного жилья. Кто-то сразу предлагает сменить квартиру (что не так быстро и просто, как может показаться на первый взгляд). Кто-то ещё решает побороться и устанавливает правила. Однако визиты в полночь, которые сопровождаются разговорами на повышенном тоне, а ещё лучше ночным мытьём полов и перетаскиванием мебели, берут своё. Квартиросъёмщики «сдаются» и начинают мечтать о своем жилье, в котором всё будет по-другому. Но ведь не всё сразу, и поэтому обратно появляется мысль о «богатыре-владельце» и его «замке».
История про то, как хозяйка систематически названивала своим квартиросъемщикам, чтобы спросить, убираются ли они в квартире, а однажды ночью не выдержала и вломилась в квартиру и начала мыть полы, может показаться нереальной, хоть имела место быть.
Еще одного хозяина обвиняют в том, что тот при каждом визите пересчитывает зубные щетки, открывает шкафы и грозится выселить арендаторов – девушек, с которыми якобы «живет какой-то таинственный мужчина».
Ждать ли хозяина квартиры в гости?
Отношения, как правило, строятся на устных договоренностях, ведь даже в официальном договоре найма жилья нет пункта, регулирующего отношения между хозяином и арендатором.
Есть щепетильные хозяева, которые говорят: я обязательно буду раз месяц приходить и смотреть, что в квартире. Есть те, кто согласен встретиться у метро.
Однако не всегда мы исполняем то, о чём договаривались, ну или просто не помним. И именно в этом случае в одиннадцать вечера раздаётся звонок в дверь, за которой стоит «грозный» хозяин. Ты резко подбегаешь к календарю. Понимаешь, что сегодня не начало месяца, когда должен отдать деньги, и в недоразумении подходишь к двери. Тут ты вспоминаешь, что просто не успел помыть посуду и проводить друга домой.
Кто прав в такой ситуации? Что может предъявлять хозяин и доказывать жилец? Именно это мы решили спросить у самих «жертв» таких ситуаций.
Александр, 48 лет. Арендодатель.
— За мной тоже имеются такие «грешки», как визит без звонка. Однако, на мой взгляд, именно так я смогу увидеть чёткую картину всего происходящего. Ведь если предупредить о своём приходе заранее, то всё будет наигранно: в спешке вымоют посуду, которая могла бы ещё часик-другой простоять в раковине. Натрут до блеска пол и спрячут гостей в шкаф (смеётся). А так я увижу их повседневную жизнь, увижу, в каком состоянии всегда находится квартира.
Так считает хозяин, а вот у арендаторов совершенно иное мнение по этому поводу.
Алёна, 18 лет. Арендатор.
— Меня совершенно не устраивают неожиданные визиты хозяина. И дело здесь не в том, что он застанет квартиру в плохом состоянии и мне придётся оправдываться. Я не хочу, чтобы нарушали моё спокойствие. Ведь когда ты утром спишь и тебе настойчиво звонят в дверь, а потом ещё и просят напоить чаем, понимаешь, что планы выспаться рухнули в один момент.
Евгений, 22 года. Арендатор.
— Это вмешательство в личную жизнь. А как это ещё по-другому назвать?! Мне не очень будет приятно, когда хозяин своим визитом, а далее упрёками будет смущать моих гостей. А ещё хуже, если этим «гостем» окажется девушка. Я не хочу, чтобы у неё на глазах меня отчитывали как мальчишку и говорили, что можно делать, а что нет.
А цены-то, оказывается, растут.
Если с неожиданным визитом хозяина ещё смириться как-то можно, то вот с резким повышением цены многие просто не в состоянии. Ведь в самом начале вы договариваетесь насчёт определённой суммы и как-то уже планируете свои расходы. Планируете так, чтобы в определённые числа внести плату за жильё и лишний раз не злить хозяина. Но что делать, если цена резко повышается? И как на это смотрят обе стороны?
Александр, 48 лет. Арендодатель.
— Лично я не сторонник того, чтобы вот так резко, без предупреждения повышать цену. Я понимаю, что могу поставить людей в безвыходное положение. Если мне и нужно будет что-то изменить, то я скажу заранее, и новую сумму платить нужно будет со следующего месяца.
Дарья, 18 лет. Арендатор.
— Я не знаю, что руководило моим (уже бывшим) хозяином квартиры, но он частенько любил изменять цену. И, при чём, она могла меняться, как в сторону увеличения так и снижения. И вот после двух-трёх таких перемен, я начала откладывать деньги на запас. И самое интересное, что он говорил это совершенно с таким спокойным лицом, как будто я в курсе всего происходящего и просто забыла. Я устала от таких неожиданностей, и я бы даже сказала неприятных перемен, и сменила квартиру.
Мария, 21 год. Арендатор.
— А моя, например, хозяйка (женщина очень впечатлительная и доверчивая) меняла цену из-за того, что постоянно что-то вычитывала в Интернете. При чём, что именно и где — никогда не говорила. Она просто утверждала, что в курсе всех событий и что мы её не проведём! Естественно, для меня это всё закончилось сменой квартиры.
Из этого можно сделать только один вывод: неожиданностей (если это не сюрприз, конечно) не любит никто. А тем более, если это касается такой уязвимой и больной для многих темы, как деньги.
Календарные дни движутся в бешеном ритме.
Бывает так, что мы не заметим, как бежит время. Мы удивляемся, как быстро прошло лето, выходные и выросли дети. Не замечаем, как приблизилась та дата, когда надо платить за квартиру. Но иногда вроде и не потерялись во времени, а хозяин всё равно требует деньги.
Александр, 48 лет. Арендодатель.
— В жизни каждого человека бывают ситуации, когда ты ощущаешь острую необходимость в деньгах. Ты понимаешь, что хвататься нужно за любую возможность, чтобы поправить своё положение. Конечно, я не говорю о воровстве, грабеже и тому подобном. И поэтому в просьбе хозяина об оплате раньше указанного срока я ничего страшного и противозаконного не вижу. Только вот, повторюсь, это должна быть просьба, а не жёсткий ультиматум.
Светлана, 18 лет. Арендатор.
— Для меня оплата раньше срока вызывает определённые трудности. Я иногда слышу от хозяев квартиры: «Какая разница, всё равно придётся заплатить через неделю?» Да, пусть даже через 2 дня? Может именно в это время у меня появляются деньги? Положение усложняет и то, что зарабатываю я не сама, а значит, не могу делать такие «подарки» арендодателям. Родители знают, что к такому-то число необходимо предать деньги, а значит заплатить даже на несколько дней раньше я не могу.
Что ж, ситуации бывает разные, но всё-таки во избежание конфликтов лучше придерживаться договорённостей.
Чей кошелёк должен «улыбнуться» ремонту?
Бегло осмотрев кухню после очередной встречи с друзьями, ты понимаешь, что разговор с хозяином квартиры состоится на повышенных тонах. Тут уже не помогут ни твоя улыбка, ни разговор о вчерашней победе любимой команды. Ведь тёмное пятно на подоконнике от будто ты бы случайно упавшей сигареты, разбитый сервиз и держащийся на одном шурупе карниз, более значимые темы для разговора.
Но ведь бывает и так, что не самое лучшее состояние квартиры никак не связано с вашими праздниками. Ведь протекающий кран, свисающий угол обоев и обшарпанный пол, вы даже как-то и не заметили. Уже, наверное, просто изначально смирившись с такой обстановкой.
Так кто же должен делать ремонт? Чей кошелёк должен «похудеть»? В этом-то мы и решили разобраться вместе с хозяевами и съёмщиками квартир.
Александр, 48 лет. Арендодатель.
— С этой проблемой я сталкивался не раз. И самое интересное, что большинство из жильцов, будь это аккуратные девушки или шумные парни, доказывают свою невиновность. Невиновность в том, что прожгли стол либо разбили зеркало. В таких случаях, когда всё настолько понятно, я просто даю определённое время на исправление таких вещей.
Конечно, если же говорить о выцветших обоях и протекающем кране, то ремонт я беру на себя. Я понимаю, что это уже работа хозяина.
Алёна, 18 лет. Арендатор.
— Мне, наверное, повезло с хозяевами, так как особых проблем связанных с порчей имущества не было. То ли от того, что хозяин неконфликтный попался, то ли от того, что я не «бушевала». Однако, что касается одного случая, когда сломался кран, то тут мой хозяин проявил себя с лучшей стороны. Он сказал, что не женских это рук и дело и сам вызвал мастера. «Конечно, мужественный поступок: позвонить по телефон, — подумала я!» (смеётся). Но потом он мне объяснил, что дело не в звонке, а в том, кто будет платить за работу. Кран сломался от истечения времени и поэтому это его заботы.
Евгений, 22 года.
— Хозяин квартиры, которую я снимал полгода, мне постоянно твердил, что я мужчина и все бытовые вопросы должен решать сам. Его не волновало, что плитка под унитазом изначально была положена плохо, что приводило к постоянному скоплению воды, что обои на потолке с разводами из-за «любимых» соседей. Фраза «Ты здесь живёшь, значит ты за всё и отвечаешь» мне надоела. Я не хочу постоянно вкладывать свои деньги в ремонт не принадлежавшей мне квартиры. И тем более ремонт, к которому привело не моё халатное отношение к имуществу. Дело закончилось сменой квартиры.
Как говорится, кто тут прав, кто виноват, судить не нам. Однако если же вы всё-таки понимаете, что не правы, не лучше ли признать свои ошибки? Может именно так будет проще и для вас, и для других.
«Давайте жить дружно».
Сколько людей, столько и мнений. Эта всем известная фраза ещё раз подтверждает то, что кому-то может понравиться квартирант, а кто-то посчитает его мошенником. Арендодатель станет для кого-то другом, а кто-то сразу же после переезда на другую квартиру удалит его номер телефона. Важно одно: мы должны слышать друг друга, разговаривать на одном языке. Уступить, пригрозить, но сделать это вовремя, не без повода. И в данном случае договоры не помогут. Ведь на бумаге невозможно предвидеть и изложить все возможные конфликты. Совершенно «чужие» люди не могут после первого знакомства стать друзьями. Но они должны попробовать сделать друг другу шаг навстречу. Помните, если мы выбираем, то и нас тоже начнут выбирать.