Андрюс: − Нравятся преподаватели и атмосфера!
Интересно, чем же отличается образование студентов в Литве и Беларуси? Чтобы выяснить это, я провела опрос студентов из разных учебных заведений в этих странах, задав каждому по шесть простых вопросов.
Мои герои – это шесть студентов из Литвы:
Андрюс Юревичюс. Вильнюсский университет центр наук жизни, 4 курс, д/о; Милда Бабонайте. Вильнюсский технический университет Гедиминаса, факультет нанобиотехнологии, 2 курс, д/о; Габриеля Висняускайте. Вильнюсская коллегия дизайна, факультет моды и дизайна, 2 курс, д/о; Екатерина Щёкина. Вильнюсская коллегия дизайна, факультет моды и дизайна, 2 курс, д/о; Габия Шидлаускайте. Вильнюсская коллегия дизайна, факультет моды и дизайна, 2 курс, д/о. Довиле Кулешене. Университет Александра Стулгинского, экономический факультет, магистратура II ступени, 2 курс, з/о.
и шесть студентов из Беларуси:
Дарья Шевцова. БГУ, факультет журналистики, 5 курс, з/о; Марина Пуцейко. БГУ, факультет журналистики, 5 курс з/о; Ольга Синькевич. БГУ, факультет журналистики, 5 курс, з/о; Анастасия Хоминятыч, БГУ, факультет журналистики, 5 курс, з/о Сацкевич Юлия. Пинский государственный медицинский колледж, 2 курс, д/о; Юлия Автух. Белорусский государственный медицинский университет. Фармацевтический факультет. 5 курс, з/о.
Как готовитесь к занятиям и что обычно задают на дом? Сколько времени приходится тратить на подготовку к урокам?
Андрюс: − К лекциям не надо готовиться: приходишь, отсидишь и уходишь. Обычно, если задают что-то сделать, то только к зачётам 2 раза в семестр — это может быть какой-то реферат на 20 страниц или презентация, которую можно сделать за 10-40 минут. Если бывают семинары, то там иногда нужно отвечать на какие-либо вопросы, если спросят, но это можно почитать за 10 минут до семинара и всё. Если коллоквиум, то готовиться нужно в течение нескольких дней.
Милда: − Задания на анализ статей, рефераты, презентации и различные отчёты. Выполнение заданий зависит от их сложности: может занять от пары часов до нескольких дней.
Габриеля: − Рисовать, работать с программами. Все задания надо сделать за семестр.
Екатерина: − В основном нужно рисовать, работать с программами, анализировать работы других художников. Загружена весь семестр.
Габия: − Готовиться к лекциям нужно очень много и долго. На лекциях невозможно успевать сделать всё, большая часть работы остаётся на дом.
Довиле: − Готовлюсь к лекциям на выходных так как одновременно работаю. Много самостоятельных заданий: рефераты, презентации, различные задачи.
Дарья: − Обучение на заочном дает возможность составлять график подготовки к сессии самостоятельно. Обычно, подготовка происходит накануне сессии. За время обучения в основном задавали написать курсовые, рефераты, сочинения, прочитать литературу по теме. Ко многим зачетам реально подготовиться за ночь до сдачи. Во время сессии на них уходят все вечера (как будние, так и выходные дни).
Марина: − Заочная форма обучения предполагает интенсивное обучение 2 месяца в году — во время сессий. На дом, как и всем студентам, задают самостоятельную подготовку к семинарам: презентации, выступления и т.д.
Анастасия: − Чтение литературы, курсовые проекты, решение тестов и написание сочинений — основная домашняя работа между сессиями. Не скажу, что это всегда просто, но вполне возможно, да и самостоятельная подготовка мне нравится больше, чем сидеть целыми днями в аудитории.
Ольга: − Основная нагрузка во время сессии. Готовиться приходится перед самой сессией, в кратчайшие сроки. Задают, в принципе, немного: это обычно какие-то письменные работы и подготовка к экзаменам/зачётам по данным по предмету вопросам.
Юлия: − Пары проходят в дневную и вечернюю смену. При вечерней смене меньше времени подготовиться к занятиям. Обычно задают манипуляции по сестринскому делу и лекции, для повышения оценки можно делать рефераты и презентации.
Юлия Автух: − К занятиям готовлюсь, используя учебник, лекции (электронный вариант), нормативно-правовую документацию. Загружена подготовкой к занятиям (много информации).
Какие возникают трудности при подготовке?
Андрюс: − Сложно вспомнить мелкие детали за несколько лет учёбы из разных областей — они забываются, кажется, что не связаны с работой, но на самом деле очень важны, если очень глубоко копаться в процессах. Во всяком случае, в принципе, ничего сложного нет.
Милда: − Трудности − это лень, — ха-ха, а если серьезно, то большой объём информации и мало времени её обрабатывать, большое количество заданий.
Габриеля: − Сложно понять, что требуют преподаватели, потому что нет точного объяснения.
Екатерина: − Сложно выдержать давление от преподавателей, выполнять задания до установленной даты и угодить им.
Габия: − Самое тяжёлое − справляться с большой нагрузкой, успеть все работы выполнить вовремя.
Довиле: − Нет сложностей.
Дарья: − В моём случае, основная сложность в обучении — это финансовая сторона. Поскольку, я понимаю, что в наше время высшее образование необходимо, то приходиться во многом себе отказывать.
Марина: − Лично у меня сложность подготовки именно к сессии заключается в том, что непросто найти свободное время для учёбы. Работа, дом, семья, маленький ребёнок. И по ночам приходится иногда поработать (именно по основной работе), и отдохнуть, как любому человеку, тоже хочется. Поэтому подготовка к сессии откладывается едва ли не на последние дни. И вот эти дни, конечно, напряженными выдаются.
Анастасия: − Нет
Ольга: − Сложность — в плохой организации учебного процесса на заочном обучении и недостаточном количестве толкового учебного материала.
Юлия: − Учить нужно на 2 курсе много, больше уделять внимания экзаменационным предметам.
Юлия Автух: − Сложностей нет.
Чего Вам не хватает в процессе обучения?
Андрюс: − Учебных материалов на литовском языке, потому что 95% учебников – устаревшие материалы, научная литература на английском, поэтому очень тяжело, но учишься и привыкаешь.
Милда: − Не хватает практических уроков, может быть теоретических приложений.
Габриеля: − Не хватает помощи и поддержки от преподавателей, если нет мыслей и вдохновения.
Екатерина: − Хочется больше объяснений, как выполнять работу, больше внимания от преподавателей и возможность получать необходимые принадлежности для учебного процесса в коллегии бесплатно.
Габия: − Времени для выполнения домашних заданий.
Довиле: − Образование с работой не имеет ничего общего.
Дарья: − Думаю, что не хватает поддержки для белорусских студентов. Как в будущем с жильем, так и с трудоустройством.
Марина: − Я, практикующий журналист. И мне хотелось бы больше практики, чем теории. Потому, как реально сегодня практика и теория идут вразрез. Интересно было бы побывать в разных редакциях, пообщаться с коллегами, поделиться своим опытом и перенять их.
Анастасия: − Сложно сказать, чего именно мне не хватает.
Ольга: − Не хватает систематичности.
Юлия: − Не хватает времени на подготовку к занятиям.
Юлия Автух: − В процессе обучения не хватает времени.
Есть ли возможность работать параллельно?
Андрюс: − Не очень. Потому что страдают оценки на первых курсах, а на 3-4 курсе начинается практика в лабораториях. Возможно на полставки, и то, очень тяжело, другие как-то работают, но учатся тогда хуже.
Милда: − Да, есть возможность работать и учиться.
Габриеля: − Нет
Екатерина: −Невозможно.
Габия: − Нет, совмещать работу очень трудно, мы устаём от учёбы.
Довиле: − Да.
Дарья: − Если есть необходимость, то найдется и возможность. С начала обучения и до настоящего времени постоянно работаю (как без-, так и с- оформлением, в том числе всегда были различные подработки). Сейчас работаю по специальности и могу сказать, что всё в моей жизни не зря.
Марина: − У меня так и есть, учусь заочно и параллельно работаю. На сессии отпускают вроде без проблем. Правда, за свой счёт или за счёт отпуска, который обычно хочется провести в другом месте, а не в лекционном зале.
Анастасия: − Четыре года назад, решая куда и как поступать определилась с выбором заочного отделения, т.к. это прекрасная возможность совмещать работу с учёбой. Дома есть возможность сделать больший уклон в обучении на слабые места и уделить им больше времени, в то время как на более сильные стороны можно потратить меньше времени, чем отводится в университете.
Ольга: − Работать параллельно можно.
Юлия: − Возможности работать параллельно нет.
Юлия Автух: − Есть возможность работать параллельно.
Что вам нравится в вашем институте/колледже?
Андрюс: − Нравятся преподаватели и атмосфера. Часть преподавателей довольно молодого возраста со степенью доктора и они еще очень полны энтузиазма и хотят нас чему-то научить, но даже и старшие преподаватели и профессора не смотрят на студентов с высока, а как на человека, который в будущем станет твоим коллегой. Выпить с ними хороший кофе в неформальной обстановке и пообщаться − обычное дело. Если понимают, что не сдашь какой-то зачёт, то большинство преподавателей позволяет пересдать пока не сдашь потому, что они следуют принципу, что важно что-то выучить. Они не требуют посещать лекции, возможно приходить только на зачёты, и даже радуются, что мы самостоятельно учимся к зачётам, если хорошо их сдаём. Преподаватели — лучшие специалисты Литвы в своих областях, готовят нас для работы в современных лабораториях, безусловно, это хорошо, хотя в компаниях скорее всего ты будешь работать со старым оборудованием.
Милда: − Нравится то, что лекции после обеда и можно работать, компетентные преподаватели, интересные курсы.
Габриеля: − Так много что не нравится, что уже давно нет никаких надежд на лучшее, разве только мысли о Новогодней ёлке.
Екатерина: − Нравится наверное только то, что у меня сейчас больше знакомых.
Габия: − Нравятся некоторые преподаватели, которые охотно общаются и помогают (не все). Также атмосфера, которая создана в здании.
Довиле: − Всё нравится и всё интересно.
Дарья: − Нравятся некоторые преподаватели. Те, что вкладывают в тебя душу, видят тебя насквозь, а не говорят, что ты бездарь. Придерживаются позиции, что всему можно научиться.
Марина: − Нравятся преподаватели, нравится общение с интересными, умными людьми, нравится сама атмосфера на факультете.
Анастасия: − Что-то интересно, что-то скучно, но в целом познавательно и приносит определенные знания. Своим выбором учебного заведения я более чем довольна.
Ольга: − Нравятся сокурсники и преподаватели: все творческие и интересные личности.
Юлия: − Свой колледж я люблю, у меня отличная группа и хорошие преподаватели.
Юлия Автух: − В университете мне нравится: доступность информации в электронном виде.
Проанализировав ответы студентов, можно сказать, что для многих важна поддержка и понимание преподавателей. Практически всем не хватает времени на подготовку заданий. Заданий много и почти все загружены. Большинство студентов хотят больше практических навыков, так как практика и теория идут вразрез. В отличии от заочного обучения, на дневном отделении, совмещать с работой почти невозможно. Как у литовских студентов, так и у белорусских есть свои сложности в процессе обучения. И, как я поняла по ответам ребят: от преподавателей и сокурсников, а также атмосферы в учебном заведении зависит – нравится ли студенту учиться.