Рецензия на спектакль Сергея Ковальчика по одноименной пьесе М. Булгакова «Бег»
Коллаж потраченных жизней
Просторный и величественный зал. Сотрудники театра помогают зрителям занять места согласно купленным билетам. Прямо передо собой я вижу женщину 50-60 лет — ухоженную, необыкновенно стройную, в строгом шерстяном костюме — есть в ней что-то консервативное, слегка прагматичное. Она о чём-то беседует с сотрудницей театра. Не буду врать, я подслушала разговор двух собеседниц, потому что интерес, который пробуждала эта женщина, не давал мне покоя. Выяснилось, что дама только что вернулась с первого заседания очередного ХII (ХLIV) Съезда Коммунистической партии Беларуси, на котором обсуждался вопрос о поддержке политического курса руководства страны на построение общества социальной справедливости, преодоление негативных явлений, проявившихся в экономическом развитии Республики Беларусь и т.д., и т.д., и т.д. Признаюсь, с этой встречи спектакль для меня уже начался.
…Слышится топот прибывающей конницы. Неспокойное ржание лошадей. Шум нарастает и… рушится изображение Георгия Победоносца. Угнетающий знак, который символизирует падение не только материи, но и идейной, духовной составляющей России, ведь начало 20 века для страны было непростым, я бы даже сказала разрушительным. «Ломались» умы людей, рушились судьбы, терялось всякое здравое понимание того, кем ты был: «своим» или «чужим». В стране произошло деление на два полюса – «белые» и «красные», ведущих вооруженную борьбу. Пытаясь найти какое-либо укрытие, люди сбегаются в монастырскую келью, где и происходит знакомство с героями.
Генерал Чарнота (Александр Вергунов) «красного» фланга прячется под видом беременной женщины, пока не слышит голос походной жены Люськи (Татьяна Бовкалова), и предлагает план побега. Но, кроме формирования большевиков, в келье сидит Серафима Корзухина (Анастасия Шпаковская) и сопровождающий её молодой интеллигент Сергей Павлович Голубков (Андрей Душечкин). Серафима едет в Крым, чтобы попасть к мужу: в этой героине воплощён яркий образ русской жены — верной, преданной и надёжной. Её не интересует ситуация в стране, возможно ли добраться до нужного места назначения — ей просто жизненно необходимо быть рядом с мужем. Идя на поводу у своих желаний, она невольно становится сначала свидетельницей, а потом и непосредственной участницей военных действий.
Тяжело становиться действующим лицом того, к чему у тебя нет никакого интереса. А намного страшнее, когда это «что-то» меняет ход твоей судьбы, не спросив разрешения… Когда муж Корзухиной под страхом отказывается от своей жены, аргументируя это следующим «что ж мне из-за неё жизни лишаться?», когда начальник контрразведки армии «булых» Тихий (Александр Суцковер) с целью денежной наживы заставляет Голубкова обвинить Серафиму в пропаганде большевистской идеологии. Страшно. Жутко.
В создании угнетающей атмосферы важную роль играют декорации — это верх реализма. Костюмы, площадка-трансформер — всё окрашивает спектакль в беспокойные цвета жизни 1917-1922 гг., свидетелями которой становимся мы сами.
Монастырская келья перевоплощается в огромное помещение с большим количеством солдат, постоянно пишущих, исполняющих приказы. В центре — жестокий генерал Роман Хлудов (Игорь Сигов), участник Белого движения, являющийся в прямом смысле слова убийцей.
Обезумев от приказа Хлудова повесить Серафиму как коммунистку, белогвардеец Крапилин (вестовой) называет его «шакалом», «мировым зверем», а после, будто бы в забытьи, просит помилования. Хлудов приказывает казнить его за то, что «начал хорошо, а кончил скверно».
Образ генерала Хлудова сложен. С одной стороны, он палач в чистом облике, а с другой, -личность, которая ценит в любом человеке достоинство, умение идти до конца.
В спектакле остро переданы мучения Хлудова, его раскаяния. Казалось бы, о каком достоинстве, мыслях о совести может идти речь во время боевых действий, когда сражаются принципы, взгляды, когда люди забывают о гуманизме? Но не всё потеряно. Радует, что герой всё-таки очнулся, но печалит, что ценой этому пробуждению стала человеческая жизнь. Постоянный приход к нему призрака белогвардейца Крапилина сводит с ума Хлудова, он просит оставить его, однако именно Крапилин дает возможность Хлудову задуматься над смыслом его жизни.
…Мне всегда казалось, что смерть моральная гораздо страшнее смерти физической. Это время, когда разбиваются надежды, а вера рушится, как карточный домик. Люди пытаются бежать от самих себя, будто бы можно покинуть безнадежно разбитую душу, и жить счастливо, не обременясь излишеством чувств. Но это же сумасшествие, название которому — условное расчленение самого себя, а итог — пуля в висок и полёт в вечность…
Фотографии взяты с сайта «Национального театра им. Горького».