Библиотека «цифровых» душ
Ничего так не притягивает к просмотру спектакля, как актуальность тематики. Если во время антракта я задаюсь вопросом: «Что именно я здесь забыла?», то сразу понимаю, что постановка не зацепила меня вовсе и, скорее всего, смысла досматривать нет. Совместная работа Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «З нагоды мёртвых душ» вызвала во мне как раз таки совершенно иные эмоции. Благодаря динамичному сюжету, комичным, но в то же время жизненным ситуациям, я не заметила, как история небольшой библиотеки поглотила и затянула меня в гущу мистических событий. Даже в какой-то поймала себя на мысли, что тема оказалась слишком близкой мне, как бы стыдно не было это признавать. Действительно, если вдуматься, краткий текст с картинками и мгновенная доступность любой информации в интернете сделали своё дело: бессмертную классику стало сложно воспринимать. Но, посмотрев постановку, наконец-то я взглянула на ситуацию «трезвым» взглядом, поняв масштабы затронутой проблемы. В голове закрались сомнения и стыд, во время антракта я уже задавалась другим вопросом: «Что же я делаю не так? Пора что-то менять». Надеюсь, что другие тоже задумалась и сделали выводы.
Поначалу меня немного смутил тот факт, что спектакль будет на белорусском, я очень сильно ошиблась. Даже сейчас, вспоминая отдельные фрагменты, представить себе не могу эту постановку на русском. Возможно, все дело в том, что авторы адаптировали всё на молодежный лад, поэтому легко воспринималось.
Также отчетливо чувствовалась ирония авторов постановки по поводу современных книг, мол, сейчас многие выбирают лишь глянцевую обложку, не замечая текст. А если и начинают читать, то, как правило, лишь бульварные романы или «100 советов по продвижению своего бизнеса». Такие книги лишь засоряют мозг читателей ненужной и не всегда объективной информацией. Так какой смысл тогда в таких «произведениях»? Лучше перечитать бессмертную классику, которая проникает в самые тайные уголки души и заставляет меняться к лучшему. «Слабые уходят, а сильные остаются» — мысль, которая преследовала меня на протяжении всего спектакля. Главное, проникнуться и открыться классике, как сделала это Кира в спектакле, и тогда не заметишь, как втянешься.
Подводя итог, отмечу, что я бы поставила спектаклю твёрдую десятку за прямоту, жизненность и динамичность. Надеюсь, что в жизни со мной произойдет такая же метаморфоза как у Киры, я пойму и переосмыслю бессмертную классику.