Стоит ли душить спортивных журналистов? 11

Стоит ли душить спортивных журналистов?

В недавнем разговоре с Вячеславом Федоренковым из «Прессбола» капитан нашей национальной сборной по хоккею и минского «Динамо» Алексей Калюжный объяснил, почему не любит давать флеш-интервью (короткие интервью между периодами и после игры).

«Очень часто после игры действительно не хочется говорить. Опыт общения с журналистами немалый. И понимаю: то, что я чувствую на момент ухода со льда, может и близко не быть похожим на то, что сказал бы через час-другой, поостыв и переосмыслив матч. А значит, общение в микст-зоне сведется к десятку дежурных фраз, которые из года в год гоняешь по кругу… Я же, даже когда не даю комментариев в раздевалке, улавливаю, что спрашивают у сидящих рядом Лингле или Чичу. Человек не забрасывает пару-тройку игр, а ему: «Вот у вас кризис, что вы думаете об этом?» Придушил бы, честное слово! Поэтому лучше отбивать охоту такое спрашивать уже взглядом».

Алексей Калюжный
Алексей Калюжный, champ.by.

 

Так хоккеист поднимает две проблемы, которые мегаактуальны для нашей спортивной журналистики: 1) шаблонность флеш-интервью; 2) непрофессионализм журналистов. Одно вытекает из другого, но обе ситуации настолько распространены в текстах наших журналистов, что их нужно разбирать отдельно. Для того чтобы убедиться в их злободневности, несложно найти несколько примеров. Первый — заголовки в материалах по послематчевой пресс-конференции главных тренеров «Ак Барса» и «Сибири» после одного из матчей.

Цитаты из интервью

Это пример из российского спорта, но ситуация актуальна и для Беларуси. «Главное, что выиграли», «Соперник был сильнее», «Победил сильнейший», «Сражаемся дальше», «Без заброшенных шайб побед не бывает» — уже можно составлять таблицу универсальных фраз для любого тренера на пресс-конференции. Они кочуют из одной прессухи в другую, из одного интервью в третье, и нет им конца. Те самые дежурные фразы, о которых говорил Калюжный.

Для иллюстрации второй проблемы используем фразу из интервью Сергея Демагина, хоккеиста нижегородского «Торпедо» и белорусской сборной. На вопрос журналиста Артура Жоля о том, почему игрок не жаловал вниманием белорусскую прессу, он ответил так: «Как-то прочитал одно свое интервью, и настолько там слова были исковерканы, что решил на время прекратить общение и сосредоточиться на хоккее». Продолжить можно высказыванием Олега Рунца (в прошлом одного из лучших защитников белорусского чемпионата, а ныне тренера СДЮШОР «Юность»), сказанную им пару лет назад: «Говоришь им одно, а пишут совсем другое. Потом приходится объяснять людям, что тебя просто-напросто подставили, что журналисты все додумали, что ты имел в виду совершенно иное. В общем, я принял решение, что не буду общаться со СМИ». Это лишь два примера, но подобные вещи довольно часто доводится слышать от спортсменов. А после подобных случаев журналистов действительно хочется придушить:

Неужели все так на самом деле плохо и журналисты раз за разом совершают роковые ошибки? Ведь потом расхлебывать все приходится тем же журналистам. Вот что сказала в недавнем интервью Анна Любенкова, журналист Белтелерадиокомпании: «Кого даже не попытаюсь остановить после матча? — Алексея Калюжного. Шинкевич тоже не остановится. — Кто поговорит даже после 0:7? — Артем Демков, Саша Матерухин и Андрей Степанов. Демков вообще никогда не отказывал. В одном из последних матчей плей-офф он уже не играл, я его встретила в подтрибунье: «Здравствуйте, как же вас сейчас не хватает, команда проигрывает — все отказывают в интервью». А он: «Подходите ко мне — никогда не откажу». Удивительный человек! Иногда говорит одно и то же, но разными словами».

Артем Демков, by.tribuna.com
Артем Демков, by.tribuna.com

И опять мы сталкиваемся с той же проблемой — одно и то же, но разными словами. Так как можно избавиться от этих ошибок одним махом, ведь первая — шаблонность интервью — вытекает из второй — непрофессионализма журналистов. Значит, нужно лечить именно вторую болезнь. Как?

Дмитрий Герчиков, комментатор баскетбола на БГТРК, долгое время был автором «Прессбола». Источник — «Прессбол».
Дмитрий Герчиков, комментатор баскетбола на БГТРК, долгое время был автором «Прессбола». Источник — «Прессбол».

Узкая специализация. Иногда журналистика прекрасна тем, что невозможно узнать, чем ты будешь заниматься сегодня. Когда нужно в сжатые сроки узнать нюансы конного спорта или кайтинга. Но это хорошо для поверхностного освещения — новости или небольшие заметки. Но если хочется стать действительно профессионалом в выбранном деле, думаю, нужно до невозможности сужать свою специализацию. «Ты должен быть тем врачом, которому будут звонить в случае необходимости», — сказал на одном из мастер-классов Сергей Новиков, известный спортивный журналист «Прессбола». Но, похоже, сейчас даже мало только узкой спортивной специализации. Хоккей, футбол, теннис, биатлон — чем больше знать в определенной области, тем больше вероятность того, что тебе не будет конкуренции в твоей сфере. Однако, как сказал Михаил Калашников, спортивный журналист на sports.ru, «Есть масса вещей, которые в наше время правильнее смотреть в гугле: точная цифра голов нападающего Зубко в 2001 году не интересует даже самого нападающего Зубко. Главное — знать достаточно много, чтобы у ваших текстов появилась глубина». (К слову, весь текст Калашникова очень хорош и наверняка стоит вашего внимания).

Стоит ли душить журналистов

Поэтому в идеале — иметь профессиональное образование в сфере спорта. Некоторые говорят, что лучшие спортивные журналисты — спортсмены в прошлом. Но полная ерунда, что хорошим специалистом в сфере спорта не может быть тот, кто сам не играет. Например, среди генеральных менеджеров НХЛ есть суперзвезда «Колорадо», продавец софта, экс-мафиози, студент из Финляндии, радиокомментатор и выпускник Гарварда. Однако есть образование, которое вполне можно себе позволить: специальность спортивного менеджера или психолога можно получить в БГУФК. И оно поможет лучше разбираться в выбранной сфере.

(На фото — энциклопедия мирового хоккея, источник — «Прессбол»)
(На фото — энциклопедия мирового хоккея, источник — «Прессбол»)

Если нет возможности получить профессиональное образование (и параллельно с ним) нужно постоянное самообразование. Знать подноготную того вида спорта, который ты освещаешь, — святая обязанность. Снова возвращаемся к статистике Зубко в 2001, поэтому не стоит воспринимать это как призыв выучить всю энциклопедию белорусского хоккея, но знать, где она лежит, нужно. Сюда входит и постоянный мониторинг всего, чего только можно — программки к матчам, сайты, газеты — как белорусские и российские, так, по возможности, и иностранные. И больше постоянного общения с людьми, которые знают много о сфере профессионального спорта. У нас есть замечательный хоккейный специалист Игорь Михайлович Мартыновский — профессионал своего дела. Ни из каких разговоров я не выносила больше информации и интересных фактов, чем из общения с ним. Поэтому пункт следующий —

Twitter

Знакомства в спортивном мире важны. Прежде всего для того чтобы понимать, как он функционирует. Для того чтобы ты мог в любое время позвонить/написать знакомому с просьбой объяснить что-то непонятное. Не уловил логики в действиях судей? Можно проконсультироваться у знакомого арбитра. Не знаешь, по какой схеме действуют игроки на площадке? Попробуй поговорить со знакомым тренером. Хоккеист попался на допинге? Узнай у спортивного врача, что это вообще такое. Здесь главное с одной стороны не бояться этим заниматься, а с другой — не перегнуть палку и не выглядеть оболтусом. Однако тут есть и другая тонкая грань: журналисту очень сложно объективно критиковать друга-спортсмена.

Александр Радулов, источник — sports.ru
Александр Радулов, источник — sports.ru

Поэтому очень важно понимание психологии спорта. Возьмем недавний рассказ Алексея Шевченко, спортивного журналиста из России, после проигрыша ЦСКА третьего матча подряд. «Вчера был неудачный день для тех, кто подходил к Александру Радулову после матча. Я-то, увидев его в спортивной одежде, с бокалом протеинового коктейля, сразу затих, стоял смирно и не задавал никаких вопросов. Он сам подошел, мы поговорили об удалениях и все вроде бы кончилось. Но тут к нему зачем-то полез Александр Кержаков, думающий, что занимается футболом. Он моментально был послан, да так обидно, чтобы я бы на месте Кержакова уехал обратно в Индию или где он там играл. На этом история не кончилась. Девушка из Санкт-Петербурга, которую все знают, как человека, умеющая задавать самые нелепые вопросы, подошла к Радулову и стала дарить веточки вербы, дескать, праздник сегодня. Естественно, и она получила жестокий (а не жесткий) ответ и веточки он не взял. Люди, да куда вы лезете к Александру после таких поражений?». Можно долго спорить, прав ли был Радулов, что так некорректно высказался в отношении журналистки, но любой здравомыслящий человек, завязанный в спорте, понимает: некоторых спортсменов нельзя, запрещается, КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется трогать после матчей. Отойдите на сотню метров и выжидайте: если он захочет с вами поговорить, если ему действительно есть что сказать, вы поймете это. Для таких случаев и есть полезные невербальные штуки. В противном случае просто не мешайте ему дойти до раздевалки и немножко погоревать.

Билл Симмонс, источник — sports.ru.
Билл Симмонс, источник — sports.ru.

Закончить можно фразой Билла Симмонса, постоянного колумниста ESPN, автора самого популярного спортивного подкаста B. S. Report и главного редактора побочного проекта той же компании Grantland.com. «Я не знаю, что будет дальше и не могу точно предсказать, какими будут следующие пять лет моей жизни. Часть меня хочет снова стать аутсайдером — скажем, запустить собственный спортивный сайт, позвать талантливых авторов и дизайнеров и попробовать соревноваться с большими игроками. Как Франк Дефорд (бывший автор SI и писатель), создавший в свое время газету National. Правда, National обанкротилась, потеряв 100 миллионов. Плохой пример.

Но мне хочется сделать что-то настолько же сумасшедшее. Мне нравится рисковать, я не боюсь неудач и, более того, не боюсь ужасных, непростительных, позорных провалов. Так что все возможно. Самым лучшим прогнозом будет, пожалуй, что Симмонс в ближайшие пять лет собирается позорно и непростительно провалиться с какой-то своей сверхамбициозной идеей. Так и запишите».

Поэтому как бы ни хотелось некоторым спортсменам придушить журналиста, рискуйте и покажите ему, почему вас стоит оставить в живых. Докажите ему это, и тогда у вас есть шанс услышать от Радулова: «Я потом тебе все расскажу — миллиардером станешь» (правда, в итоге капитан ЦСКА ничего сверхинтересного и не рассказал).

Добавить комментарий