История одной практики: поспевать за ритмом «Славянского базара»
Я проходила практику в пресс-центре XXIV Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» и в рекламном отделе. Официально фестиваль длился с 7 по 15 июля 2015г. За весь период практики было опубликовано 11 моих материалов: 8 на официальном сайте «Славянского базара» http://fest-sbv.by/ и 3 на официальном сайте Государственного учреждения «Центр культуры «Витебск».
Я писала материалы для официального сайта, но не готовила радио- и телесюжеты. Однако работа в Международном пресс-центре – это опыт работы с профессионалами, возможность не только понаблюдать за качественной и быстрой работой, но и приобрести определенные навыки.
Работа началась еще до начала практики. Руководитель пресс-центра Аркадий Львович Шульман поручил подготовить информационное интервью с художественным руководителем ансамбля народной музыки и танца «КУПАЛIНКА» Еленой Тельковой. Коллектив неоднократно участвовал в фестивале, но в этом году выступал в новой программе.
Практика началась с собрания журналистов пресс-центра Славянского базара. В штате пресс-центра 5 журналистов, в этом году Институт журналистики отправил еще 5 практикантов, чему журналисты были рады – все задания поделены поровну. В 2015 году впервые в рамках фестиваля проводился крупный уличный фэст «На семи ветрах», все мероприятия которого освещали именно практиканты. Пресс-центр работал в две смены: с 10.00 – 15.00 и с 17.00 – 22.00. Информация про события, концерты, пресс-конференции и другие мероприятия, проходившие после 22.00, должна была появляться на сайте в 10.00, отправлена редактору до 9.00, поэтому часто приходилось писать материалы ночью. Фестивальные дни были очень насыщенными, рабочий график – тоже. Фестивальный Витебск – это что-то совершенно особенное и неповторимое. Возможно, мои впечатления можно объяснить тем, что на мероприятии такого масштаба я была впервые, но любая работа в пресс-центре, любой объем работы был в радость.
Первое мероприятие, которое я должна была осветить, — презентация республиканской выставки художественного текстиля «Связующая нить». На открытии также была презентована авторская серия сценических костюмов.
На второй фестивальный день у меня не было заданий, поэтому я была свободна и могла свободно посещать мероприятия фестиваля.
10 июля я писала материал о жеребьевке XIII Международного детского музыкального конкурса «Витебск-2015» и спектакле «Золотой век» уличного театра в рамках фэста уличного искусства «На семи ветрах». Это был действительно потрясающий спектакль с прекрасными актерами и впечатляющими декорациями, спецэффектами. Для меня было честью пообщаться с идейным вдохновителем, режиссером этого спектакля и подготовить материал.
Особенно насыщенным для меня был День молодежи – 11 июля. В этот день я готовила публикации про акцию «Мы помним и гордимся» (возложение цветов, венков участниками Дня молодежи к мемориальному комплексу); фестиваль молодежных субкультур и ночной концерт группы «Руки вверх». Если акцию можно отнести к традиционным протокольным мероприятиям, то фестиваль включал в себя мастер-классы молодежных субкультур, выставки, конкурсы и концертную программу. С одной стороны, материал было собирать несложно – участники легко шли на контакт и делились впечатлениями, но было проблематично найти официальных представителей, организаторов, чтобы получить официальные комментарии и пояснения. Концерт группы «Руки вверх» и балета «Street -Jazz» закончился около 05.00.
Возможно, именно в этот момент я в полной мере ощутила на себе специфику работы на подобных мероприятиях. К 09.00 утра статья должна быть у редактора, а в 11.00 назначено интервью с художественным руководителем ансамбля спортивного бального танца «Фэст» для сайта Центра культуры «Витебск».
13 июля состоялся гала-концерт и церемония награждения XVIII Международного детского конкурса «Витебск-2015». У меня было назначено интервью с художественным руководителем танцевального коллектива «Мозаика», которая смогла рассказать о конкурсных днях с позиции человека, который видит все закулисья конкурса и создает благоприятную атмосферу для маленьких участников.
14 июля я писала материал о ночном гала-концерте «Звезды «Шансон-ТВ».
При сборе информации для публикаций приходилось общаться с огромным количеством людей, находить нужных именно тебе участников и артистов. Безусловно, это очень ценный опыт для меня. Приходилось сталкиваться с различными ситуациями (не всегда приятными), разной реакцией зрителей, участников, персонала и так далее. Случалось, что артисты соглашались на интервью, а потом неожиданно отказывались или не приходили на встречу. В таких ситуациях приходилось срочно что-то предпринимать: искать другие варианты для сбора информации, договариваться о новой встрече, т.к. публикация была занесена в план.
Кроме программных мероприятий каждый практикант должен был подготовить интервью с артистом или участником фестиваля, выбор оставался за нами. Мной было подготовлено интервью с Ольгой Рыжиковой, одна из ведущих Торжественной церемонии закрытия XXIV Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», телеведущей. Для меня это было очень важное и ответственное задание, с Ольгой было интересно, ведь она профессиональная ведущая.
Также очень полезными для журналистского опыта были пресс-конференции с артистами, участниками «Славянского базара». «Звездные часы» проводились ежедневно, а в этом году еще и в прямом эфире. Это давало нам возможность увидеть процесс организации и проведения подобных пресс-конференций вживую, активно поучаствовать в ее проведении.
Главные достижения во время практики: опыт работы с источниками информации, коммуникативная тренировка; работа на крупных мероприятиях с большим количеством участников, зрителей.
Опыт работы в Международном пресс-центре масштабного мероприятия, общение со штатными журналистами. Также, наблюдая за их работой, я примечала способы работы со спикерами, методы сглаживания конфликтов и др.
Несмотря на то, что мы были аккредитованы как журналисты «Редакция интернет-сайта «Славянский базар в Витебске». Дирекция» и имели право посещения всех мероприятий, репетиций и кулис, иногда собрать материал или попасть куда-то было проблематично. Некоторые артисты по разным причинам отказывались общаться с журналистами, запрещали службе безопасности пускать всех сотрудников за кулисы или не появлялись на заранее запланированных интервью, не сообщая причин. Это несколько усложняло работу журналистов. Также иногда было сложно найти нужного человека (организатора, режиссера), необходимого для уточнения деталей, в силу масштаба и размаха события. Боязнь совершить ошибки, испортить материал, не подготовить его вовремя несколько усложняли работу.
Самое главное – это работа в команде с профессионалами. Лично мне, неискушенному журналисту, было очень приятно работать на одной площадке с профессионалами, чувствовать отношение к себе как к равной. Естественно, были ошибки, недочеты, но одновременно были получены большой опыт и множество впечатлений.