Наше наследие
Многие люди, достигая определенного возраста, составляют завещание, чтобы после смерти их имущество досталось тому, кого они посчитали достойным. Чаще всего это материальное наследство получают дети. Но разве это важнее духовного? Давайте поговорим о нем.
Всем нам с детства рассказывают истории о нашей семье, мы видим, как исполняются традиции и в какие суеверия верят взрослые. Так они формируют наши взгляды, отношение к религии и в целом мировоззрение. Да, потом мы где-то меняем свои взгляды. Но основа нашей истории формируется ещё из истории наших родителей.
На мой взгляд, история – и есть наше главное наследие. Она же рассказывает нам о материальном наследии: объектах, которые без своей истории в большинстве случаев теряют шарм.
Для меня подтверждением этому является маленький музей Януша Парулиса в Гродно. Он поразил меня своей простотой, но одновременно заманил историями создателя. Сам музей состоит из предметов, которые Януш собирал всю свою жизнь и все их можно трогать, брать в руки и даже аккуратно испытывать. А уникальность музея в том, что без увлекательных рассказов создателя и одновременно экскурсовода вы вряд ли что-то поймете и запомните. Это место, про которое смело можно сказать: «Не место красит человека, а человек – место». Если вы бывали в этом музее, уверена, знаете, о чем я говорю, в ином случае очень советую съездить.
Мне нравится находить такие места, и я очень люблю путешествовать по Беларуси, изучая историю и наше материальное наследие. Так я лучше себя. Однажды мы с мамой поехали в Полоцк, и, гуляя по его улочкам и музеям, я поняла, что при изучении истории в школе мне очень не хватало прикосновений с историей на практике. Меня до ужаса бесили все эти даты и названия, которые сложно запоминаются, потому что я совершенно не представляла, что учу. Да, в учебниках есть фото, но эмоции, к примеру, от фото Борисоглебской церкви и от реального пребывания в ней – два разных чувства. Тогда я подумала, что очень хочу своих детей по мере изучения разных школьных тем, на выходных возить в разные уголки нашей страны и показывать им эти церкви и крепости наяву. Надеюсь, я воплощу эту идею в реальность.
В последнем путешествии по Беларуси у меня появилась маленькая мечта. Когда-нибудь я бы очень хотела сделать интерактивный видеопроект, который поможет школьникам и не только им изучать историю. Чтобы из зубрежки дат и понятий, дети перешли к рассуждениям и нахождению закономерностей.
Но изучать историю важно не только в рамках своей страны или всего мира, но также и в рамках своей семьи и рода. Это еще лучше, чем история страны, помогает понять, кто мы.
Я родилась, когда мои прабабушка и прадедушка еще были живы, и все лето проводила у них в деревни в Башкортостане. Их я всегда называла просто бабуля и дедуля. Истории о том, как мой дедуля воевал, рассказывали только бабушка и мама, ему было трудно об этом говорить. Но у меня о нем очень теплые воспоминания. Самое яркое – как мы вместе ходили в магазин за квасом, мне тогда было года три.
О бабуле помню больше, потому что она умерла позже. Чаще всего разговорить её можно было после обеда, потому что как раз именно тогда начинался самый солнцепек. Мы наливали чай с мятой, а бабуля доставала ее любимые самарские помадки и начинала рассказ о своих родителях, бабушках и обо всей жизни. Обожала такие моменты. Чаще всего в эти истории включались все и даже иногда спорили. Надеюсь, моя бабушка тоже будет за чаем рассказывать моим детям о своей жизни, потому что все эти истории, которые мне рассказала моя бабуля, и есть самое главное наследие.