Журналист или писатель? Вот в чем вопрос
Журналист – профессия, требующая знаний в любой сфере человеческой жизни. Но особенно важно, чтобы журналист разбирался в своем собственном ремесле, не только владел приемами письма и редактирования, но ещё и знал, на кого стоит равняться в этом деле.
Недавно я столкнулась с людьми, что именуют себя журналистами-профессионалами, однако не знакомы с деятельностью тех, кто вложил немалое в публицистику, тех, кого можно заслуженно назвать «отцами журналистики». Здесь не будет имен наших коллег-современников, так как статья не несет обличительный характер, напротив – я хочу рассказать про тех, кто заслуживает внимания. И речь пойдет о писателях-журналистах, личностях, которые внесли вклад не только в мировую литературу, но и в мировую журналистику.
Начнём наш путь с Англии семнадцатого века. Даниэль Дефо (1660-1731) известен нам в первую очередь как писатель, автор «Робинзона Крузо». Однако свою литературную деятельность он начал именно с публицистики. Дефо был мастером сатиры, поднимал в своих памфлетах политические темы. Даниэль Дефо и его друг-литератор Джон Дантон издавали газету «Афинский Меркурий», где освещали социальные и политические проблемы, обсуждали математику, экономику и многое другое. Газета была скорей очередной сатирической забавой писателей-публицистов, нежели серьезным изданием, но поднятые там темы воспринимались c большим вниманием и должным образом влияли на общество. В течение десяти лет (1703-1713) Дефо издавал газету «Обозрение», где сформировался тип передовой статьи, репортажа и газетного очерка. И только в 1719 году, продолжая свою журналистскую деятельность, Дефо обратился к прозе и написал ряд художественных произведений.
Переместимся в Америку девятнадцатого века, где на литературном поприще раскрывались новые таланты. Одним из них был известный мистик и детектив – Эдгар Аллан По (1809-1849). Помимо рассказов, романов и даже поэм, писатель работал в жанре эссе, которые неоднократно печатались в журналах и альманахах. В 1834 году типограф Томас Уайт начал издавать журнал «Southern Literary Messenger», для сотрудничества с которым привлекал известных писателей того времени. Эта возможность появилась и у Эдгара По. На страницах издания в скором времени появились рассказы «Береника» и «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля». Помимо собственных публикаций, писатель занимался редакционной работой, а после и вовсе обратился к литературной критике на страницах журнала. В 1840-х годах Эдгар По был редактором журнала «Graham’s Magazine». Именно здесь он опубликовал свой рассказ «Убийство на улице Морг», слог которого напоминает журналистское эссе, однако же произведение стало культовым в жанре детектива.
Продолжим повествование о великих писателях-журналистах в девятнадцатом веке, но уже на территории Российской Империи. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) – всем нам знакомо это имя еще со школьной скамьи. Поэтому позволю себе перейти непосредственно к его журналистской деятельности. Федор Михайлович был не просто публицистом: он занимался изданием журналов. В 1861 году Достоевский начал издавать литературно-художественный журнал «Время», а чуть позже (в 1864) «Эпоху».
В журналах выпускались его полемические заметки, литературная критика и публицистические статьи. Роман «Преступление и наказание» впервые был напечатан в журнале «Русский Вестник». Значимой частью редакторской деятельности Достоевского было издание литературно-философского журнала «Дневники Писателя» (1876-1877, 1880-1881 гг.), не имеющего аналогов в мировой журналистике. В «Дневниках Писателя» Федор Михайлович использовал всевозможные публицистические жанры: статьи, очерки, заметки, политические обозрения, литературную критику и рецензии. Самыми известными произведениями из этого издания можно назвать рассказы «Мальчик у Христа на елке», «Кроткая», очерк «Пушкин».
И в завершении этого «литературно-журналистского» путешествия хочется рассказать о представителе данной сферы из Советского Союза. Сергей Довлатов (1941-1990) – советский писатель и журналист, автор сборников «Чемодан», «Записные книжки». Довлатов, будучи журналистом по образованию, работал в заводской многотиражке, а после в журнале «Костер», входил ленинградскую группу писателей «Горожане». Писатель был вынужден эмигрировать в Америку, где начал издавать журнал «Новое русское слово». Его творчество, как и образ жизни, были симбиозом литературы и журналистики. Довлатов работал в различных жанрах, освещал темы литературной проблематики, используя свой особый юмор, который полюбился читателям.
На этом, пожалуй, можно остановиться, потому что список писателей-журналистов был бы слишком длинен. Здесь не было Диккенса и его репортажей, Маяковского и его пропагандистской деятельности, Янки Купалы и Якуба Коласа с их «Полымем» и, наконец, Пушкина, который любил «баловаться» с журналистскими жанрами. Но это не значит, что их имена остались забытыми. Журналистика развивается и шагает вперед, появляются новые жанры и техники письма, но от истоков не уйдешь. Ведь рано или поздно любой журналист обращается к наследию своих предшественников, то ли за советом, то ли за темой для новой публикации. Без знания о прошлом не будет развития.