«Я вернулась на учёбу практически сразу после роддома». Студентка белорусского вуза о том, как растить дочь и учиться
Вероника – студентка пятого курса Белорусского государственного медицинского университета. И у неё уже есть двухлетняя дочь Доминика, муж Тимофей, цели в жизни и умение находить во всём светлую сторону.
Вероника вышла замуж в девятнадцать, родила спустя девять месяцев. На вопрос, не рано ли, улыбается и отвечает, что всегда хотела выйти замуж на третьем курсе.
Всю беременность девушка ходила на занятия:
– Университет предоставляет свободное посещение лекций на последний триместр беременности и после родов, пока ты кормишь грудью (должна быть справка от гинеколога). И во время занятий можно периодически отлучаться на некоторое время, чтобы покормить ребёнка грудью, но этим никто не пользуется, потому что тогда надо, чтобы тебе привозили ребёнка в университет. Единственное, что можно эти промежутки собрать и пораньше уйти с занятий, но я этим не пользовалась, потому что не так уж это много времени. Но это в моём университете так [БГМУ], по соглашению с профкомом, как в других университетах – не знаю.
В универе нормально восприняли беременность: кто-то абсолютно нейтрально, кто-то шёл на уступки. Например, когда нужно было отработать, разрешали это делать после занятий, а не в определённое время, или написать письменную работу на занятии, чтобы потом не тратить время на отработки. Не было такого, чтобы мне прощали пропуски.
Когда я только родила, не рассматривала для себя другие варианты, кроме того, как вернуться на учёбу. Три года сидеть дома точно не планировала. Уходить в академ, будучи беременной, я тоже не хотела, потому что понимала, что мне тогда нужно будет как минимум два года быть дома. А медицина – это такая сфера, в которой, если ты на два года выходишь, потом сложно будет вернуться, не потеряв своих знаний.
Совмещать учёбу и воспитание дочери для Вероники скорее возможность оставаться собой и не включаться полностью в рутину:
– Я вернулась на учёбу практически сразу после роддома, и мне было на что отвлечься от ребёнка. Благодаря этому я могла отдыхать, немножко сместить вектор. Потому что очень важно не погружаться всецело в быт и ребёнка, уметь абстрагироваться, отдохнуть, где-то взять время для себя.
Не могу сказать, что было очень тяжело, скорее по-другому, полная смена режима: я спала по три часа в день, никогда не спала больше шести часов. Скорее было тяжело физически, потому что поздно ложилась, постоянно вставала кормить ребёнка, учёба. Но с другой стороны у меня не было бытовухи, которая более губительна для девушки, чем физические нагрузки. У меня не было постоянно этого «покормила, уложила спать, снова покормила, снова уложила спать, параллельно наводишь порядок дома, готовишь еду».
Были дни, когда я была одна, не было никакой помощи, я действительно не успевала поесть. И мой папа привозил мне гигантские пакеты детского питания, консервы мясные, потому что их не надо готовить, чтобы я могла их открыть и сразу съесть. Потому что у меня не было времени даже что-то порезать, приготовить. Были такие дни. Я помню, как у нас вся полка была забита этими консервами (смеётся).
Но у меня была возможность переключиться на учёбу, немножечко напрячь свой мозг, потому что в декрете ты не напрягаешь свой мозг, если сама не проявляешь к этому инициативы. Было тяжело, но я же понимала, как это будет, и не воспринимала это как тяжёлый период в жизни. Я просто понимала, что сейчас так, по-другому быть не может, я задавала себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы мне было легче?», старалась давать себе перерывы. Да, тяжело, но все справляются, до нас и после нас справятся.
После рождения дочери день разделился на две части: утром универ, вечером – ребёнок:
– От того, что я хожу на учёбу, я не краду время, которое я могу провести с дочерью, потому что для себя чётко определяю, что если я прихожу с учёбы, то пока Доминика не уснёт, я на 100% с ней: мы играем, читаем, занимаемся домашними делами, чтобы она была со мной, почувствовала материнскую любовь и тепло. Поэтому я абсолютно не лишаю свою дочь своего внимания.
Когда Доминика родилась, я не переживала по поводу того, что оставляю её и ухожу учиться. Я понимала, что она в порядке – с ней оставалась моя бабушка. Но учитывая, что у меня было свободное посещение лекций, меня не было дома пять часов максимум, иногда меньше. Тут особо не с чем справляться, подгузник поменял да покормил. Когда уже ребёнок стал старше, я поняла, что мои бабушки не справятся с ней, это тяжело.
Меня абсолютно не мучает совесть, если я ухожу с заниматься делами, которые мне интересны, иду на маникюр или в парикмахерскую, потому что я делаю это для себя. С рождением ребёнка я не перестала быть собой: у меня по-прежнему есть потребности, интересы, увлечения. И уж точно я не собираюсь изводить себя по поводу того, что я строю свою будущую карьеру, которая мне интересна, которая будет приносить доход. Потому детей нужно за что растить, за что-то одевать, чем-то кормить.
При этом, если бы я находилась с Доминикой 24 часа в сутки, не давая себе реализоваться и отдыхать, я бы не была продуктивной мамой. Не было бы столько желания и возможности уделять дочери внимание, на 100% быть с ней, потому что я была уставшая.
Появление дочери никак не отразилось на учёбе в университете, уверена девушка. А если и отразилось, то только с хорошей стороны. Да и отказываться от карьеры Вероника вовсе не намерена:
– Наличие ребёнка на учёбу никак не влияет. Даже, наверное, хорошо влияет, потому что я стала лучше учиться, у меня появилась мотивация. Раньше я воспринимала учёбу в универе как продолжение школы, потому что большую часть своей жизни я учусь, и кажется, что это будет всегда. И тогда я не смотрела на своё обучение так, что «с каждым днём я узнаю что-то новое, чтобы стать великим специалистом», а просто, что мне нужно учиться, мне нужно сдавать сессию. А сейчас я смотрю на учёбу как на старт своей карьеры.
Я учусь на педиатрическом факультете, это прямо мой профиль. Поэтому в университете я набираюсь теории, дома практики, и в обоих сферах это хорошо.
На учёбе классно, потому что я не боюсь детей, и многие теоретические вещи раньше мне казались не очень важными, а сейчас наоборот. Я замечаю по своим одногруппникам: на какие-то вещи они не акцентируют внимание, а я слушаю внимательно, потому что понимаю, что это актуально.
Дома очень помогает медицинское образование. Это большой плюс, особенно для молодой мамы. У меня не было страха, что я буду делать с ребёнком, как подмывать, как накормить, как вводить прикорм – для меня эта информация обычная. Любой страх он всегда от незнания, когда ты не знаешь, что в данной ситуации делать.
Было такое, что я проспала и пришла позже на занятие, потому что Доминика не давала уснуть. Было, что вообще не приходила, потому что понимала, что сильно проспала и идти нет смысл, потому что будет отработка. Не успевала подготовиться, потом выкручивалась: где-то в дороге читала, на перерывах. Но некоторые вообще не готовятся и не потому что у них ребёнок, это студенчество. Всё, что пропустила, отрабатывала потом, как все.
Мне было просто переключится на занятие, но это не значит, что я не думала о дочке: одно другого не исключает. Занятия у меня идут шесть часов, и понятно, что не можешь столько времени быть сосредоточенной на чём-то одном. Понятно, что периодически задумываюсь: поела ли она, чем сейчас занимается, вот сейчас она в садике, наверное, они пошли на прогулку, или чем мы займёмся с ней вечером.
На практике было даже легче, чем во время учёбы: не надо большое количество теории учить по вечерам, ты просто приходишь и работаешь. Практика была медсестринская, абсолютно ничего сложного не было. Единственная особенность была в том, что я проходила практику в отделении недоношенных детей: дома оставляла одного ребёнка, и приходила в отделение детей. Я занималась в большей степени с теми новорождёнными, которые были без мам, их было шесть в палате. Оставляла одного ребёнка и приходила к шестерым, которых кормила. Своя романтика.
Во время сессии меня в семье мало, все с пониманием к этому относятся.
Иногда меня посещают мысли, что из-за рождения дочери я рано повзрослела, и уже нет той студенческой жизни, которая была раньше, но не могу сказать, что переживаю по этому поводу. Мне нравится такая жизнь, которая у меня сейчас.
Радостных моментов с рождением дочери стало больше:
– Первые месяцы – это такой период, когда ребёнок не умеет совершенно ничего. И тогда любой приобретённый навык непременно вызовет массу положительных эмоций: она начинает держать голову, и тогда такая гордость прямо за неё. Или когда она только-только начала брать осмысленно в руки предметы. А когда она начала играть с игрушками первый раз, я в этот момент мылась в душе, и Тима вбегает в ванну и показывает мне видео, как Доминика, лёжа в своей кроватке, пинает ручкой подвешенную игрушку, и у нас было столько радости.
Я до сих пор помню это: все радостные и положительные эмоции в большей степени были связаны с какими-то детские маленькими достижениями, которые казались безусловно очень большими. Это если брать положительные эмоции, связанные с ребёнком, потому что мы всё равно с Тимой получали массу радости от своей жизни, и это могло быть не связано с Доминикой.
Важно оставаться собой даже после родов, уверена девушка, помнить о своих желаниях и целях и о том, что ребёнок – отдельная личность:
– Моя позиция в воспитании дочки такая: я не себе ребёнка родила, а я родила человека, у которого будут свои желания, свои стремления, свои интересы. Я не должна подавлять всё это, я не должна быть всё время с ней, потому что иначе случится что-то непоправимое, что-то выйдет из-под моего контроля. Я не пытаюсь всё контролировать, я пытаюсь держать руку на пульсе.