Витая в облаках
Как вам идея сменить тёплый уютный кабинет на громкий, вечно трясущийся салон самолёта? Да-да, вам не показалось: для кого-то и самолёт — рабочий кабинет.
ВНИМАНИЕ! Перед тем, как продолжить чтение материала, просим вас пристегнуть ремни безопасности, убрать столики, опустить подлокотники, привести спинки кресел в вертикальное положение, открыть шторки иллюминаторов, электронные устройства… можно не выключать.
Волей судьбы случилось так, что не найдя себя в фотографии, студент третьего курса Института журналистики БГУ, отправился покорять небесную высь. Решение это пришло осознанно, так как одними лишь романтическими надеждами в этой сфере питать себя не стоит. Решил летать — волю в кулак и вперёд! Терпеть придётся много, что становится понятно уже на первом этапе — профессиональном медосмотре врачебно-лётной экспертной комиссии. Но опустим скучные подробности трудоустройства, ведь куда интереснее проходит обучение будущих членов кабинного экипажа.
Устроившись, наконец, на работу в компанию, начинаешь открывать все подводные камни этой профессии. Будучи пассажиром на борту, вы видите постоянно улыбающихся бортпроводников, которые ходят по салону вперед-назад и разливают чай. Увы, это не так. Ведь что такое гражданская авиация? Транспорт.
Транспорт сам по себе является объектом повышенной опасности, что тут говорить. Хотя нет, можете не переживать по этому поводу — вас это не касается. Самолёты обслуживаются на высоком уровне, о чём свидетельствует высокая позиция компании в рейтинге Международной ассоциации воздушного транспорта, уровень подготовки авиаперсонала также отвечает всем международным стандартам. Первое, что я узнал, попав в компанию, что главная обязанность бортпроводника — обеспечение безопасности пассажиров и членов лётного экипажа во время полета.
Первый этап обучения проводится опытными инструкторами из Литвы, которые снабжают будущих бортпроводников основными знаниями, прописанными международными документами. Но, наверное, самый приятный этап любого обучающего процесса — практика. Получив багаж важнейших знаний, наша группа поехала применять эти знания, так сказать, в деле.
Итак, собравшись с мыслями, группа была доставлена в тренировочную базу МЧС, расположившейся под Борисовом. Мы пока ещё слабо представляли, что нас здесь ждёт — ну вроде пожар какой-то, ну бассейн…
Заполнив документы о прохождении практических занятий, товарищ полковник отправил нас в комнату для того, чтобы снарядить боевой одеждой сотрудников МЧС и баллонами с кислородом. Довольно интересно было ощутить себя в роли пожарного: суть эксперимента заключалась в том, чтобы научиться тушить очаг возгорания с помощью огнетушителя (да-да, на борту самолётов тоже происходят пожары). Для этой цели на полигоне стоит специально оборудованная железнодорожная цистерна, которая имитирует салон самолёта (правда она похожа больше на закопченную бочку, но суть та же — ограниченное пространство с бушующем пламенем внутри). Вооружившись огнетушителями, под наблюдением инструктора, заходим внутрь, дыша кислородом (страшно было представить, что было бы с нами, не будь на нас средств защиты), тушим пламя. Справились все.
Следующий эксперимент — отработка навыков спасения утопающих (в нашей профессии это дело рук бортпроводников, поэтому умение плавать — ещё один обязательный критерий при принятии на работу). Со спасательными жилетами команды образовывали наиболее эффективные комбинации из тел, которые помогут чувствовать себя наиболее уютно и комфортно на водной поверхности, при посадке на неё самолета. Вся хитрость в том, что люди, сцепившись руками в кольцо, на несколько градусов повышают температуру воды вокруг себя, что позволяет находиться в бедственном положении намного дольше.
Не обошли стороной и медицинскую сторону профессии. После, опять же, хорошо усвоенных теоретических навыков, практику мы отрабатывали на специальных тренажёрах-манекенах, жизнедеятельность которых отображается в виде световых индикаторов разного цвета. И эти занятия прошли успешно. Все живы, не считая сломанных рёбер манекенов, при попытке сделать им массаж сердца.
На втором этапе обучения с нами работали уже представители «Белавиа»: действующие бортпроводники, пилоты, бывшие штурманы и инструкторы. Обучение регулируется основным документом, регламентирующем работу лётного состава, — «Руководство кабинного экипажа» или РКЭ. Более 700 страниц важнейшей информации, описывающей все основные положения работы, начиная от правил ношения форменной одежды и поведения, заканчивая основными характеристиками воздушных судов и действием экипажа в аварийных ситуациях (подготовка к сессии и рядом не стоит).
Во второй части обучения практика не менее интересна: мы изучали скрытую от обычных пассажиров жизнь «стальных птиц». Например, теперь каждый знает, что происходит с самолётом до и после рейса: как его готовят, чистят, обеспечивают всем необходимым.
Итак, придя на место службы бортпроводников за два часа до вылета, бортпроводники обязаны пройти предполётный медосмотр. Запах алкоголя, признаки недосыпания, простуда и прочее, стресс и даже депрессивное настроение могут послужить поводом для отстранения от полёта. Получив допуск врача, идём в специальное помещение, где проводятся предполётные брифинги — проверка знания РКЭ, ознакомление с особенностями рейса: количество пассажиров, наличие специальных категорий пассажиров (инвалиды, депортируемые лица, беременные женщины и т.д.), опасных грузов, количество почты и коммерческой загрузки, а также масса других нюансов.
На самолёте бригада должна быть за полтора часа до вылета. Здесь начинается самая ответственная часть работы, а именно — проверка бортового аварийно-спасательного оборудования, целостность салона (исправность дверей, кресел, кухонь, света), раздача питания и прочая подготовка салона к приёму пассажиров.
Кстати, стоит сказать и о самой бригаде: количество членов кабинного экипажа рассчитывается, исходя из размера самолета — один проводник на пятьдесят посадочных мест, либо по одному проводнику на пару аварийных выходов. В бригаде действует чёткая иерархия. Глава экипажа — командир воздушного судна. Следующим звеном в иерархии, обходя второго пилота, является бортпроводник номер один — самый опытный, он же начальник бригады кабинного экипажа, несущий полную ответственность за салон самолета, работу своих подчинённых и всё, что касается данного рейса, отвечающий за приём на борт мягкого инвентаря, а также являющийся связующим звеном между пассажирами, бригадой бортпроводников и членами лётного экипажа.
Бортпроводник номер два отвечает за подачу питания. Третий номер несёт ответственность за приём багажа, почты и опасных грузов (да, приходится стоять и около багажных отделений, контролируя работу грузчиков, и информационные сообщения для пассажиров. Кроме того, каждый номер отвечает за проверку судна в зоне своей ответственности и заполняет необходимую документацию.
Однако, несмотря на всю ответственность, сложность работы и необычайно скользящий график (такого понятия как рабочий день с 8 до 5 для них просто не существует), взлетев однажды на самолёте в составе экипажа, никто не останется равнодушным к этой профессии. Либо это твоё, либо нет. Полетев однажды, хочется летать и летать.
Что касается моей группы, то, по результатам обучения, вся команда будет допущена к стажёрским полётам в объёме тридцати часов, и, отлетав их, мы начнём своё свободное плавание, рассекая облака сквозь пространство и время.