В ком мы нуждаемся?
Я очень часто задумываюсь о тех механизмах, что двигает человечество вперед, какими должны быть люди, чтобы эти механизмы не развалились, а сохранялись и совершенствовались. Но всегда, когда думаю о дальнейшем развитии, то вспоминаю о нашем бесконечном списке нерешенных глобальных проблем. Ведь развитие – это преодоление трудностей, накапливание опыта.
XXI век стал временем появления и осознания глобальных проблем. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации и которые требуют для своего решения усилий всех государств мира. Они касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества.
Современные глобальные проблемы бывают разными (описаны в основном не общепризнанные проблемы): угроза ядерной войны (актуально сейчас как никогда), поиск новых источников энергии, падение нравственности, духовная деградация и многое другое. Но все они влияют на жизнь каждого человека. Характер у этих проблем разный, но их объединяет одно: человек. Именно из-за действий человека появляются такого рода угрозы.
«Состояние природной среды стало величиной производной от деятельности человека, и, следовательно, оно зависит от уровня культуры людей и степени их нравственности». В. В. Бахарев
Следовательно, чтобы устранить и предотвратить глобальные проблемы, следует начать с образования. Именно при воспитании и обучении происходит становление и будущих специалистов. Формируется мировоззрение, ценности и принципы личности, происходит понимание себя и своей роли в этом мире и степени влияния на него своих поступков. Сложившаяся в современном мире ситуация требует «внедрения новых моделей воспитания и мировоззрения, базирующихся на принципах социоприродной этики и целостного восприятия окружающей действительности».
Поэтому в первую очередь человек должен успешно пройти несколько этапов:
- Образование
- Самообразование
Только благодаря их прохождению индивидуальность становится личностью, обретает творческое мышление, открытый к новому разум и ценностные ориентиры. Самое главное, что дает такой подход, экологичность личности. Если человек может мыслить глобально, видеть, связанные между собой, системы мира, осознавать и чувствовать себя как часть этих систем, то со временем общество, состоящее из таких людей, сможет найти решение для любых проблем. Ведь намного проще вести диалог с образованными и интеллигентными людьми, которые понимают, что справится с такого рода проблемами, мы можем только все вместе, учитывая общие интересы.
Таким образом будущее и настоящее за людьми, что мыслят глобально и системно, при этом действуя локально, осознавая свои поступки, видя их будущее влияние на мир в общем и на мир внутренний.