Студенты «учатся и подрабатывают» или же «подучиваются и работают»?
Вопрос подработки для студентов является одним из самых насущных: где найти такое место, как согласовать график, не будет ли мешать учебе? Мы расспросили студентов и выпускников об их опыте трудоустройства по время обучения на дневном отделении.
Павел, выпускник факультета информационных технологий и управления Белорусского Государственного университета информатики и радиоэлектроники:
«Я не совсем работал во время учебы. Точнее будет сказать, что я стажировался в одной крупной IT-компании Беларуси. График у меня был свободный, учебе это мешало не сильно. Зарабатывал я около 4 млн. (прим. до деноминации) рублей в месяц, что для студента было не мало. Но после 3 месяцев работы возникли сложности: руководитель просто отказался принять меня в штат, а попросил поработать за такую же зарплату и с таким же графиком еще некоторое время. Меня это немного насторожило, но так как я очень хотел попасть работать в эту компанию, то решил немного подождать. В итоге ждал я около года. Потом просто подошел к начальству и узнал, что работники им на самом деле были не нужны, а меня они держали просто так, на всякий случай. После такого разговора я сразу же уволился».
Алена, выпускница автотракторного факультета Белорусского национального технического университета:
«Во время учебы работала барменом в минском кафе. Работа была крайне тяжелая, мои смены составляли 12 часов, причем часто именно по ночам. Вечное недосыпание тогда было моей визитной карточкой, так как утром прямо с работы я бежала на занятия, потом приходила в общежитие, несколько часов отдыха и на работу. Вот такой вот замкнутый круг. Иногда приходилось пропускать пары ради дополнительного часа сна. Зарплата моя была не сильно большой для такой работы, но я не могу сказать, что я жаловалась. Благодаря такому трудовому опыту теперь я имею навыки сна где угодно: в троллейбусе, метро, иногда даже на ходу. Однако еще я умею в сонном состоянии улыбаться и не показывать свою усталость, что иногда мне помогало».
Тимофей, 5-курсник юридического факультета Белорусского государственного университета:
«Несколько лет я работал ночным мерчендайзером возле своего дома. Зарплата составляла где-то 2-3 млн. (прим. до деноминации) в месяц. Работать мне было удобно, так как путь от квартиры до магазина составлял примерно 10 минут спокойной ходьбы. Особенно меня обрадовала моя вторая смена в университете с 3 курса: теперь я мог спокойно работать, а не убегать на час пораньше для того, чтобы успеть на первую пару. Не могу сказать, что данная работа сильно мешала моему обучению, но разные ситуации случались: один раз проспал зачет после смены, но преподавательница оказалась понимающей и разрешила сдать с другой группой. Еще однажды приехал на экзамен прямо в рабочей форме, так как не было времени переодеться».
Денис, выпускник Минского государственного машиностроительного колледжа
«Я подрабатывал где-то с 3 курса в автомастерской моего дяди. После окончания обучения я туда и распределился. Работать было несложно, но иногда приходилось оставаться допоздна. Не могу сказать, что я не сталкивался с проблемами на занятиях: бывали и пропуски, и пересдачи из-за моих смен. Однако я жил один, поэтому мне необходимы были свои деньги на оплату квартиры и всех моих расходов. Зарабатывал я неплохо, однако мой оклад зависел от количества работы. В один месяц я мог получить около 2 млн. (прим. до деноминации), а уже в следующий мне выдавали более 6. Преподаватели понимали мою ситуацию, поэтому почти всегда были лояльны. На последнем курсе один лектор предложил мне за автомат провести экскурсию для первокурсников на своей работе. Чувствовал я тогда себя неуютно».
Софья, выпускница переводческого факультета Минского государственного лингвистического университета:
«Где-то со 2 курса я устроилась работать офис-менеджером в одну компанию. Зарплата моя была маленькой, но на карманные расходы мне хватало. Офис находился недалеко от моего университета, поэтому мне было очень просто добираться после занятий на работу. Я распределяла почту, обеспечивала работу офиса. Через полгода после начала работы мне выдали служебный ноутбук и телефон, поэтому я могла принимать звонки и отвечать на письма клиентов прямо из аудитории. Преподавателям очень не нравилось то, что я постоянно выходила с пары ответить на телефон. Один раз мне позвонили прямо посреди экзамена, а этот звонок нельзя было пропустить. Пришлось просто сбежать от преподавателя, оставив его в недоумении. Но потом ситуация разрешилась в мою сторону: так как экзаменатор подумал, что я очень занятой человек, то просто не стал задавать мне дополнительных вопросов, а очень быстро выставил отметку и отпустил на работу».