Столичный учитель проводит нестандартные уроки и добивается впечатляющих результатов! 13

Столичный учитель проводит нестандартные уроки и добивается впечатляющих результатов!

Мы привыкли жаловаться на современное образование: учителям неинтересны ученики, ученикам — знания… К счастью, в белорусской школе еще есть учителя,  которые способны разжечь страсть к учебе. К примеру, учитель истории Федор Родионов из минского Лицея №2. «Комсомолка» сходила на его пару, чтобы посмотреть на процесс своими глазами. Надо признаться, история в 10 «ОВ» обычное занятие не слишком напоминала:

— Выбирайте заложников, — предложил учитель. — Они будут «соображать на троих»: особое совещание пройдет за шкафом. У них есть минута, потом они выйдут и объявят свой приговор.

Трое ребят убежали за шкаф и стали оживленно обсуждать, какое событие Второй мировой войны стало предпосылкой к холодной войне. Зритель, не подготовленный к такому формату урока, мягко говоря, удивился бы. А ученики от учительского креатива были явно в восторге.
УЧЕНИКИ САМИ ВЫЗЫВАЮТ СЕБЯ К ДОСКЕ И СТАВЯТ СЕБЕ ОЦЕНКИ

— Попавший ко мне ученик должен понять, что быть серостью — немодно, а плохо учиться — некруто. Ученика очень важно удивить, — интригует Федор Васильевич. — Когда ребята ко мне попадают, узнают, что я не буду вызывать их по журналу. Я должен отдать право выставления отметок в руки самого ученика и всячески избегать межличностного подхода. Они сами себя вызовут и оценят!

Он достает коробочку, в ней — бочонки с номерами.

— Назначаем человека, у которого недавно был день рождения. Если таких нет — старосту. Он выходит и вытягивает из коробочки три бочонка с номерами тех, кто пойдет к доске. Кто именно это будет, спрогнозировать невозможно — это возведенный в абсолют эффект случайности.

«Cлучайно» попавший к доске в шоке.

— Я понимаю, что от стресса его мозг отключен, поэтому я предлагаю ему социальную помощь — выйти с конспектом. Заикаясь и стеная, ученик отвечает, что он подготовил дома. И думает при этом: «Ставьте мне три единицы, только, можно, я сяду обратно?» После того как происходит его первое преодоление себя, он ждет от меня оценки. Он еще не знает, что оценки ему ставлю не я. В классе сидит «мозг»: выбранный всем классом человек, которого невозможно подкупить. Собранный и ответственный, он фиксирует все баллы. Вот он и помечает — Иванову за это +2, а за это — -3. Получается, что ученик зарабатывает себе оценку всю пару.

623622

ЕДЕМ НА ПАРОВОЗИКЕ, ПОЛУЧАЕМ ЕДИНИЦЫ

Когда ученики уже знают, что их ждет, можно приступать к психологической подготовке к общению с преподавателем. Они должны показать знания предмета на базовом уровне: как в английском нужно выучить определенное количество слов, так в истории нужно выучить термины, имена и даты.

— Я использую принцип «паровозика», который работает так. Я задаю всему классу вопрос и выбираю по коробочке «машиниста» — допустим, №18 по журналу. Машинист вытягивает следующего человека — вагоновожатого. Вот он-то и должен ответить на вопрос: «Какое событие произошло такого-то числа такого-то года?» Если ответа он не знает, обязанность ответить переходит на его соседа по парте. Не знает и он? Тогда человек, который сидит следующим — паровозиком. Остановить паровозик может тот, кто знает правильный ответ, и получить +1 балл. А все не ответившие — по минусу. Бывает, волна прокатывается по всему классу и отвечает «машинист». Учитывается все: если Саша ответил на 10, но у него накопилось -9, в итоге, как ни печально, я ему поставлю единицу. Или наоборот: за 10 у доски и еще 11 дополнительными баллами он получит две десятки в журнал, а один балл — «на счет», прибавлю к будущей самостоятельной работе.
ЗНАКОМИМСЯ С КРОКОДИЛЬЧИКОМ

За право не писать самостоятельную работу класс играет против учителя в «Крокодильчик»: отвечает на вопросы, как телезрители против знатоков.

— Кто именно отвечает, традиционно решают бочонки из коробочки. Если ответ правильный — ученик получает балл, а счет «класс — учитель» становится 1:0, и наоборот. Если класс побеждает, плюсы у них остаются, минусы ликвидируются, а если проигрывает — пишет самостоятельную работу.

Они здесь, кстати, тоже не простые.

— У учеников есть стереотипы: «у первого варианта задания легче, потому что там сидят его любимчики», — уверен Федор Васильевич. — А тут они выбирают задания сами себе.

Чтобы учитель не был крайним («Эти даты легкие!» или «Да эти имена вообще загонные!»), в классе делают так: делегируют к доске ученика от каждого варианта. Там уже записано 30 номеров заданий. Напротив тех вопросов, которые они хотят взять, ученики пишут цифру своего варианта. Например, первому варианту достаются 3, 14 и 29, а второму — 9, 20 и 22… И каждый по десять.

— Потом я их диктую («Первый вариант, задание №3, термин такой-то») — они выполняют. Это самый сложный, но самый качественный формат проверки, — объясняет Родионов. — Правда, сравнивать по успеваемости, то у нашей профильной кафедры она самая низкая. Дело в том, что мой подход предполагает довольно глубокое изучение материала, а мы работать глубоко и планово не привыкли.

— Жалуются на оценки?

— Даже самые амбициозные ученики жаловаться на меня опасаются. Все ясно и честно: ты сам себя выбрал, а баллы заработал или потерял своими ответами! Мотивирует еще и то, что никто не может быть уверен, что раз он отвечал сегодня, завтра его не вызовут. У меня была ученица под №13, которая выходила к доске семь занятий подряд! После этого мы ввели «иммунную грамоту», которая дает право отказаться идти к доске, но только если отвечал в прошлый раз и есть вся домашняя работа.
ЗАПОМИНАЕМ ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ ВИТОВТА ЧЕРЕЗ НОМЕР СВОЕЙ КВАРТИРЫ

— Получается, что вы больше играете, чем учитесь?

— Я бы не сказал, что это игра, — возражает Федор Васильевич. — Это, скорее, уход от объективизма. Между учителем и учеником присутствуют равные человеческие отношения. У нас одинаковая отправная точка (учим историю) и конечный результат (сдать экзамен или ЦТ). Они все делают сами, я только показываю, как нужно: объясняю, как составлять таблицы и схемы, предлагаю значки условных сокращений. А они смотрят, берут, что им удобно, и, бывает, придумывают свое ноу-хау. А результат превосходит мои ожидания!

— Например?

— Многие думают, что самое сложное в истории — запомнить даты. А у нас есть такая методика — «Развитие ассоциативной памяти». Вот, например, нам нужно запомнить, в каком столетии вышла летопись «Хроника Быховца». Берем букву X от слова «хроника».

Остается еще шесть букв (римскими — VI), дописываем и получаем шестнадцатый век, XVI! Ну, или дату подписания Берестейской унии — 1569: «Я живу в 15 доме, а 69 — номер моей квартиры». Использовать можно что угодно: пин-код в телефоне, даты рождения, адреса… Чтобы натренировать учеников, я делаю им в конце четверти предложение: за каждые 50 дат — 10 баллов. Они заводят тетрадки, в которых три колонки: «Дата», «Событие» и «Бред». В «Дату» пишут дату, в «Событие» — что в эту дату произошло, а в «Бред» — ассоциацию, которую эта дата вызывает.

Когда ученик видит, где и какие именно знания понадобятся ему в повседневной жизни, он проявляет живой интерес к тому, что казалось ему неинтересным и скучным. Поэтому на обществоведении мы изучаем основные отрасли права и решаем задачи, где применять эту норму права в жизни. Прикладной характер порождает в них здоровое полиглотство. Вот так мотивация перерастает в симпатичный результат — за 8 лет у меня 60 победителей олимпиад, а средний балл на ЦТ по истории и обществоведению не опускался ниже 62.
СПРАВКА «КП»

Федор Васильевич Родионов — учитель истории высшей категории. Педагогический стаж — 20 лет. Награжден грамотой Министерства образования Республики Беларусь, премией Мингорисполкома, премией Специального фонда президента Республики Беларусь по работе с одаренными учащимися.

Добавить комментарий