«Рожденный с фотоаппаратом»…
Меня всегда восхищали работы талантливых фотографов. В «живые» фотографии я окунаюсь с головой. Я люблю, когда атмосферу можно не только увидеть на цветном бумажном прямоугольнике, но и ощутить на себе. Прочувствовать все звуки и запахи, цвета и оттенки, услышать шум ветра и шелест листьев. К сожалению, сегодня таких фотографов совсем немного. Но все-таки мне удалось найти одного очень оригинального. Я много о нем слышала, видела его работы. И вот, я сижу в теплом кабинете в ожидании встречи с ним. Сергей Иванович Бобров пришел с небольшой сумкой, в которой, разумеется, был фотоаппарат.
В начале нашей беседы я процитировала Вальтера: «Не так важно иметь талант, как его обнаружить». Мне было интересно узнать, насколько оригинально сможет отреагировать этот необычный человек.
— Каждый человек находится в оболочке. Эта оболочка есть индивидуальный образ жизни. Я думаю, что талант чаще всего начинается с хобби. Какой-то определенный внутренний толчок. А вдруг это мое? Ищешь, пробуешь, экспериментируешь… Сначала я пытался заниматься рисованием. Но очень скоро понял, что это совершенно не мое, хотя в школе и получал стабильно пятерки. Методом проб и ошибок я, наконец, нашел свою страсть. Тогда внутри все перевернулось, и страсть, хобби, становится смыслом жизни. Хотя, по правде говоря, свой талант я обнаружил только лет семь-восемь назад. Когда начал слышать позитивные отзывы от людей. Им же нравилось! Проблема только в том, что в фотографии нельзя добиться полного совершенства. Нужно постоянно развиваться. Меня все время подталкивала мысль: «Я этого не умею». Что значит, не умею? Я самоучка. На ошибках учился, учусь и буду учиться. И то, что в детстве было только увлечением, к тридцати годам нужно стремиться развивать.
— Сергей Иванович, Вы помните свой первый фотоаппарат?
— Да, очень хорошо помню. Мне подарили его в двенадцать лет. Это была старенькая «Смена 8М». Для меня она стала всем. Именно этим фотоаппаратом я сделал свой первый кадр. А потом у меня появился более толковый «Зенит». Там даже сменная оптика была. Мое увлечение буквально доходило до фанатизма. Ведь сейчас что? В основном цифровые фотоаппараты. А с пленочным все было серьезнее. Нельзя было тут же увидеть, что получилось. Нельзя было особо экспериментировать. И вообще, постоянно старался собрать несколько пленок, чтобы полностью использовать раствор для проявки. Так что, от фотографии до результата часто лежали недели.
— «Рожденный с фотоаппаратом». Вы слышали вообще, Вас так называют?
— На самом деле я часто слышал весьма язвительные отзывы о себе. Меня называли папарацци. Про «рожденный с фотоаппаратом», если честно не слышал. Может, пафосно. А может опять
недоброжелатели. Кто его знает?
— Нет, что Вы. Это я слышала только в самых позитивных смыслах.
— Да? Ну тогда мне, наверно, приятно. Хотя я и сам точно не уверен. Вроде гордо, а вроде со смехом. Но, по сути, это так и есть. С двенадцати лет я не расстаюсь с фотоаппаратом.
— Какой у Вас любимый объект съемки?
— Больше всего меня привлекают портреты. Пейзаж все-таки не мой жанр. Это представить только: вставать рано утром, а иногда и вовсе ночью, чтобы ехать в деревню, где можно снять потрясающий закат… А зачем? Нет. Я люблю спать хотя бы до восьми и работать в менее напряженной обстановке. Больше города – меньше сарказма. Все заняты своим делом, и всем совершенно нет дела до тебя. А еще я очень люблю снимать свадьбы. От них заряжаешься позитивной энергией, наслаждаешься искренностью. Я тогда сам начинаю испытывать подобные эмоции. И стараюсь эти эмоции передать в фотографии.
— И все-таки, фотография – это работа или увлечение?
— Фотография – это образ жизни. Не хочется говорить банально, но я люблю все красивое. А знаете, как это тяжело, видеть красоту и не иметь возможности ее запечатлеть? Я просто создаю красоту, даже тогда, когда ее в принципе и нету. Фотоаппарат всегда со мной. Неповторимости во мне нет. Мне просто нравится это дело, этим я и живу.
— Что самое сложное в работе фотографа?
— Сложно поставить грань между любителем и профессионалом. Любитель творит для себя. А профессионал зарабатывает деньги. Порой безумно болит голова после свадебной фотосъемки. Фотограф – это настоящий психолог. Тяжело видеть молодожёнов и понимать, что будущего у нее нет. С такими трудно работать. Если же наоборот, попалась счастливая, по-настоящему любящая пара, то на таких съемках я отдыхаю душой. Мне легко работать. Порой даже появляется желание устроить им бесплатную фотосессию (смеется).
— Ну а если все-таки тяжелая съемка, например, авария, катастрофа, трагедия? Вы будете такое снимать?
— Да. Если это нужно сделать, буду снимать. Буду просто стараться не указывать личности. Помню такую ситуацию. Машина сбила восьмилетнего мальчика и проволокла его по асфальту. Мне нужно было снимать для газеты. Я не фотографировал кровь на асфальте или слезы покалеченного малыша, а снимал водителя. Он стоял перед ребенком на коленях, держа его за руку. Я выбрал ракурс, при котором не видно было лиц. Только происшествие. И последствия.
— Давайте лучше о позитивном. Сергей Иванович, люди мечтают. А о чем мечтают фотографы?
— В глобальных мероприятиях мы растворяемся. Там присутствуют сотни фотографов. Зачем тогда нужен я? Я уже говорил, что мой любимый жанр – портрет. Так вот, я бы хотел делать серьезные фотографии серьезных людей. Тех, кто в этом мире все-таки чего-то добился. И самое главное, не снимать их «конвейером». Дайте мне хоть двадцать человек, которые занимаются одним делом, но я все равно попытаюсь на фотографии отобразить индивидуальность каждого.
— Назовите, пожалуйста, Ваши достижения, как личности и как профессионала?
— У меня есть классный сын Рома. Он, конечно, еще бестолковый, но еще перерастет, я уверен. Пусть только учиться не на своих ошибках, а лучше на моих. Ну, а как фотографа… Наверно мой имидж. Имидж не на пустом пиаре. Меня знают, меня уважают. И за мои работы готовы платить.
— Чем отличается фотограф от фотожурналиста? Какими качествами должен обладать фотограф?
— Не интересна сама фотография – важна точка зрения фотографа. Ведь фотограф работает без слов. Снимок должен быть таким, чтобы посмотрел на него – и все стало ясно. Нужно передать эмоции, происходящее. Фотожурналисту все-таки проще, ведь ему помогают слова.
— Что Вы посоветуете начинающим фотографам?
— Я уже говорил о том, что я самоучка. В свое время перечитал массу информации. На сегодняшний день, я посетил несчетное количество интернет-порталов и сайтов. Но самое важное, найти человека-профессионала, который сможет оценивать твои работы. Не нужно ему указывать на ошибки. У меня был такой человек. Он мне очень часто говорил: «Твоя фотография не цветная». Я помню, очень злился. Что значит «не цветная»? Ну вот же, красный, белый, синий! Чего ему не хватает? Но он мне ничего не объяснял. И только позже я понял. Просто мой белый цвет был немного желтоватым, черный отдавал синевой, а красный был с вкраплениями фиолетового. И тогда я стал добиваться идеального цвета. И у меня получилось. Хотя, конечно, до сих пор у меня встречаются «не цветные» фотографии. Но теперь-то я это вижу. А вообще в фотографию надо окунуться с головой. Надо жить вместе с ней. Переживать, радоваться, удивляться. Многие события жизни случаются впервый раз. Кое-что повторяется. Но неповторимы эмоции, чувства и переживания этих мгновений. Так позвольте себе запечатлеть это профессионально. Ведь фотография – твой путь в вечность.