«Пещерный» человек 10

«Пещерный» человек

Когда я впервые услышала слово «спелеолог», то поняла лишь принадлежность такого человека к науке. Наконец, мне удалось познакомиться с начинающим спелеологом Дашей. Она ответила на некоторые вопросы, после которых спелеология показалась хоть и сложным, но безумно интересным делом.

— Даша, расскажи, что кроется за этим интересным словом «спелеолог»?
— Начнем с того, что как все знают — пещер в Беларуси нет (одна есть, ага, по пояс залезть можно). Спелеологи — больные на всю голову люди. Они берут отпуска и вместо того, чтобы ехать на море или в путешествие по Европе, они отправляются, к примеру, в Абхазию и едут на плато. Они гуляют там месяцами, отыскивая пещеры. Найдя пещеру, которая, по их мнению, перспективна, тащат каждый на себе примерно по 20-30 кг оборудования и спускаются в неизвестность… Когда, опустив голову вниз, ты не видишь ничего… По новой технике SRT (single roup tehnik) висят на одной веревке, там, где никто никогда не был. Все в глине, грязные, мокрые (много подземных водопадов, ручьев, рек), но с кучей энтузиазма, только за свои деньги(около 300 долларов только на поездку; немереное кол-во денег уходит на покупку качественного оборудования, которому ты будешь доверять жизнь, одежды, походного оборудования), они спускаются в пещеру и делают топосьемку (план, подробное описание, план-разверстку).

— Да уж, работа не из легких. Как же увлеклась таким опасным делом?
— Я давно занимаюсь пейнтболом. К нам в команду пришел молодой человек (к тому времени играла я уже 4 года), просил научить, показать, расстрелять. Потом так вышло, что именно от него я услышала, что такое спелеология. Правда, сначала я вообще не интересовалась, а потом попала на день открытых дверей в наш спелеоклуб «Геликтит-ТМ». Меня так зацепило — я загорелась, и была готова тратить все свое свободное время там. К слову у нас еженедельно проходили лекции, по которым потом писались тесты, сдавались практические зачеты. Но все это было настолько интересно, что я окунулась туда с головой.

25

— Но от теории – к практике! Как проходят у вас занятия за пределами парт и конспектов?
— Это нужно видеть. У нас на здании навешены веревочки , разные маршруты, где используются разные техники передвижения и способы преодоления препятствий, пожарные вышки, заброшенные здания… Практикуем мы и прокладывание связи под землей ( в заброшках) и топосьемку.

— А как быстро можно приступить к практическому освоению навыков спелеологии?
— Приходишь-пробуешь. На первом же занятии тебя пустят на веревку.

— Ты уже упоминала о снаряжении. Что же должен брать с собой настоящий спелеолог?
— Ох… Только экспедиция — костровое оборудование, палатки, спелео-комбенизоны, термобелье, обувь, еда, иногда вода (к примеру, где- то на плато нет воды), газовое оборудование (на плато в Абхазии нету леса, соответственно, нет возможности готовить еду на кучу реально голодных ртов)… А теперь то, что необходимо при входев пещеру — километры веревки, десятки килограмм карабинов, спиты…Если это первопрохождение, то перфоратор, оборудование для топосьемки, оборудование для прокладывания связи, фонарики, батарейки… Если планируется ночевка в пещере (т.к. в основном, пещеру за день не пройти — это действительно очень утомительно, тяжело и долго), то берется пайка, самоспас (чтобы в случае чего человек смог выбраться из пещеры). Кстати, люди в пещеры ходят по двое МИНИМУМ. Это количество является оптимальным , и !никогда! в одиночку. Уверена, что я что-то забыла, т.к. список огромен.

— Для подобной экспедиции определенно нужно иметь хорошую выдержку. Какие, качества, на твой взгляд, важны для спелеолога?
— Самое основное — это умение работать в команде, быть коммуникабельным. Даже поход с друзьями на пару дней может включать в себя ссоры, а экспедиция-это очень эмоционально напряженное время. Ты понимаешь, что ты почти в постоянной опасности. Это всех и каждого накаляет, поэтому экспедиции продумываются очень тщательно. Оптимально количество участников экспедиции- 7-9 человек. Это целая наука. Нужно быть невероятно ответственным, точным, сообразительным. Желание учиться, развиваться, а еще трезво оценивать свои возможности — это, пожалуй, самое важное. Если ты занимаешься в клубе первый год, то ты не пойдешь в пещеру пятой категории сложности…хотя тебя и не пустят туда.

— Помнишь свои впечатления после первого занятия?
— О! Это была буря эмоций, нетерпения, надежды. Я была полна энтузиазма, а самое главное-это неимоверное желание окунутся в это с головой.

24

— Сколько прошло времени с этого момента?
— Всего лишь год. Это мой старт — такое маленькое начало в этом огромном мире. Но, зато мне предстоит сделать еще столько открытий в спелеологии, да и не только в ней.

— Насколько мне известно, спелеологи проводят соревнования. Ты пробовала в них участвовать?
— Только в соревнованиях в рамках клуба. Это был отбор на международные. Я прошла, но заволновалась и решила, что это еще не мой уровень.

— Ты упоминала о доверии. Какие отношения сложились в твоей спелеологической команде?
— Мы вместе празднуем все праздники, всех поздравляем с днями рождения,ходим вместе в простые пешие походы. Моя команда- это такая большая семья.

— Случались ли у тебя казусы во время экспедиций?
— Мой инструктор в клубе — самая опытная и самая замечательная женщина. Она занимается только с одним-двумя людьми из набора и делает из них чемпионов. Но ее методы… Когда долго не можешь сделать что-то на веревке, то она тычет в тебя палкой (на конце с гвоздем) и называет это устройство для пыток «стимул». Конечно, она делает это не больно, но точно неприятно. А еще за каждую ошибку — куча отжиманий.

— К чему было сложнее всего привыкнуть?
— Сложно было в первом походе привыкнуть к себе по пояс грязной. К растрепанным волосам — я же девушка. К готовке еды в полевых условия… а так, пожалуй, все.

— Расскажи о своих профессиональных планах в сфере спелеологии.
— Хочу парочки первых мест на международных соревнованиях. Хочу поучаствовать в первопрохождении пещер и открыть несколько своих. Хочу спуститься в самую глубокую пещеру мира — пещеру Кубера-Воронью. Хочу научиться всему-всему. Хотя научиться всему невозможно — нет предела совершенству.

— Что бы ты сказала тем, кто очень хочет заняться спелеологией, но боится сделать первый шаг?
— Ничего не надо бояться — страхи мы придумываем себе сами. Я по жизни с ними борюсь — это доставляет огромное удовольствие. Если вы хотите — делайте!!!!! Я считаю, что это залог успеха.

Добавить комментарий