Не пробуйте ни в коем случае!
Из личного опыта общения с советским фотоаппаратом «Вилия»
В современном мире нельзя обойтись без фотоаппарата, особенно журналисту. Прислал материал – пришли, будь добр, и иллюстрации к нему, и лучше всего свои, а не картинки из интернета. Кто-то приобретает себе профессиональный или не очень фотоаппарат. Но многие из нас обходятся смартфонами, благо, производители пихают в большинство из них вполне себе неплохие камеры. Но бывают ситуации, когда одного только телефона недостаточно.
Вы многократно увеличите шансы попадания в такую ситуацию, если поступите в Институт Журналистики БГУ. Так, во всяком случае, гласит мой опыт. Вот вам предмет «основы фотожурналистики», вот вам задание, которое можно снять только на хорошую камеру, а дальше крутитесь-вертитесь, как хотите. К чему вся эта долгая подводка, спросите вы? А именно по этой причине я подвигла всю семью на долгое и упорное копошение на антресолях с целью извлечь из гор старого хлама мою жемчужину – фотоаппарат с настройками. На мою удачу, нам под руку попалась «Вилия».
Сразу оказалось, что заниматься винтажной фотографией влетает в копеечку. Первое и самое дорогое, на что приходится раскошеливаться, — это пленка. Дешевле 12 рублей найти мне не удалось. В конечном итоге мой выбор остановился на пленке за 15 рублей, потому что она вмещала в себя 36 кадров. Мало, скажете вы? А длиннее пленок не бывает.Из-за такого «огромного» количества доступных кадров, приходится стараться сделать каждый снимок с первого раза. А получается все это далеко не всегда, уж поверьте мне! И это уже вторая трудность на тернистом пути фотографа на старые фотоаппараты.
Третье, с чем мне пришлось смириться, это необходимость проявлять пленку. Мало того, что это стоит в принципе не такие и большие 3 рубля, приходится долго ждать. Долго в моем понимании это 3, 4, а иногда и 5 дней, а это ведь почти неделя! Очень неудобно, особенно если горят дедлайны. Но это не весь срок, который приходится выждать, прежде чем можно взглянуть на фото. С проявленной пленки можно сразу печатать, можно отцифровать. Печать обходилась мне в 40 копеек за 1 фотографию на 15*10 на глянцевой бумаге. В целом за «партию» я отдавала около 10 рублей, и то печатала не все кадры, а только самые на мой взгляд удачные. Как альтернатива существует оцифровка. Уж не знаю, сколько это стоит в фотоцентрах, ибо у меня была возможность сделать это бесплатно. Но, вероятно, дешевле, чем печать.
Только распечатав/оцифровав фотографии, вы можете увидеть, что вы, собственно, наснимали и как это выглядит. Результат, честно говоря, часто разочаровывает. Тут поехал фокус, там слишком темно, там слишком светло. Не хватает скилла, увы. Но все же среди всякого шлака попадаются-таки жемчужины – вполне неплохие фотографии. Жалко только, что у меня их меньшинство.
Как видите, минусов много. Цена, сроки, невозможность распознать неудачный кадр сразу. И помимо этих, самых явных и очевидных, существуют и другие. Бракованная пленка, из-за которой на фотографиях как будто бы царапины, например. И все же есть что-то в пленочных фотографиях, чего нету в «цифре». Они получаются чуть более размытые, даже «мягкие», «нежные». Это некая особая эстетика пленочных фотографий.
Есть и другие плюсы. Ведь в условиях, когда нет возможности проверить качество кадра, волей-неволей начинаешь быстрее учиться. Лучше контролируешь настройки, стараешься с первого раза как можно лучше выстроить композицию в кадре. Этот опыт позволяет отточить навык фотографии, быть может, даже лучше, чем «цифра».
И знаете, уже сдав зачет, я все еще держу в сумке свою старенькую «Вилию» в надежде поймать рано или поздно красивый кадр. И не жалко денег и времени, не тяжело таскать с собой лишние полкило. Потому как несмотря ни на что, я все же уловила этот особый дух винтажной фотографии и прониклась им.
Затягивающая это все-таки штука… Не пробуйте ни в коем случае, она съест все ваши деньги!