Мир чтения 9

Мир чтения

Моя мама – большая любительница чтения. В детстве у нее начало портиться зрение. Врач выписал рецепт очков и посоветовал уменьшить нагрузку на глаза, ограничив круг читаемой литературы только школьными учебниками. По словам мамы, это было для нее самым суровым наказанием. Груз ответственности за исполнение предписаний доктора лег на неработающую бабушку. А она начала трудовую деятельность задолго до введения всеобщего образования и так и осталась неграмотной. Обмануть бедную бабушку было несложно: мама непрозрачной обложкой, снятой с учебника, оборачивала книжку и наслаждалась чтением до прихода родителей.

Полюс противоположный, не буду судить, что отрицательный. Одноклассник, спросив по телефону, чем я занимаюсь и, получив ответ: «Читаю», интересуется: «Что читаешь?». Отвечаю: «Три мушкетера». Он, видимо, ожидавший услышать название программного школьного произведения, удивляется: «А зачем?». Присутствовавшая при разговоре мама, когда я с искренним недоумением переспросила: «Как зачем?», покатилась со смеху…

Нормальный такой одноклассник, с усердием налегающий на необходимые ему для поступления в медицинский естественные науки. Да и запоем читающая мама порой «зависает» в Интернете в поисках необходимого. Другой век, другое время – время безграничной информации. Ее польза ограничена только умением отсеять «шелуху», распознать достоверное и сомнительное. А крылатое выражение «кто владеет информацией – тот владеет миром»? Продвинутый владелец айфона, мигом отыскивающий во Всемирной паутине ответ на спорный вопрос, свысока смотрит на собеседников. Странно, почему мне грустно от перечисления этих преимуществ Интернета?

Одни исследователи (Международная ассоциация чтения) утверждают, что интерес молодежи к чтению неуклонно снижается. Другие (Российская государственная детская библиотека) – что подростки продолжают увлекаться чтением книг в век Интернета, причем большинство находят их именно в сети и читают с экрана монитора. И хор ученых оглашает преимущества чтения книг: обогащение словарного запаса, расширение кругозора, получение ответов на многие вопросы, развитие ораторского таланта, тренировка памяти и логики, развитие интеллекта, мышления и воображения. Возможно, непримиримым сторонникам цивилизации мне нечем будет возразить, что по части ответов на вопросы и расширения кругозора Всемирная паутина переплюнет бумажные книги. Но что касается воображения… Сколько образов Татьяны нарисовали в своих мыслях все читатели «Евгения Онегина» за более чем полтора века его существования, можно только догадываться. Пойду-ка я лучше перечитаю Александра Сергеевича, представлю себе фасон того самого малинового берета, пока мне его не навязал Голливуд. А там, глядишь, и грусть пройдет.

Добавить комментарий