Костя Крамар: "Поэзия — от сердца, от души" 13

Костя Крамар: «Поэзия — от сердца, от души»

Костя Крамар – молодой поэт из Одессы. В его стихотворениях находят себя многие наши современники. Об этом можно судить, однажды попав в группу творчества Кости в социальной сети. Множество отзывов, благодарностей и удивление: как абсолютно незнакомый парень смог понять их душу лучше, чем они сами? Потому что в его поэзии широчайшая гамма человеческих эмоций и желаний. Как он нашел себя в таком занятии, что самое важное для поэта и просто человека, что такое вдохновение и любовь – об этом мы решили поговорить с ним самим.

Поэзия и вдохновение

— Как ты писал свое первое стихотворение? О чем оно было?

— Первое своё стихо я написал где-то лет в шесть. Тогда ещё и писать толком не умел. Но помню, что это были печатные буквы, какая-то тетрадь формата А4 в линейку. Рядом нарисовал самолёт. Стихо состояло из четырёх строчек с самой банальной рифмой. Но ведь это не главное. Главное — желание! Кстати, стихо и было о полёте самолёта. Жаль, но в оригинале оно не сохранилось, да и точную последовательность слов — не вспомню.

— Когда ты понял, что у тебя это хорошо получается?

— Со стихами — легко. С поэзией сложно.Так вот летом 2012 я ощутил, что у меня достаточно неплохо выходит. А хотя — нет. Весной 2012. После того, как я написал «Уходя, заберу тебя в ночь». Вот после этого стихотворения, можно сказать, началась моя поэзия. До этого были попытки, пробы — местами удачные. Главное ведь — не рифма. Самое важное, чтобы после прочтения стихотворений оставался какой-то след в душе. Это как, знаешь, прочитала стихотворение, закрыла книгу, а перед глазами всё те же образы, картинки, чувства… Именно это я называю поэзией.

— А как ты обычно пишешь свои стихи? Откуда приходят идеи? Какая обстановка тебе нужна, чтобы писать?

— Ночь. Тишина. Реже — море. А вообще бывает по разному. Идеи спонтанно появляются в голове. И совсем не важно, чем я занимаюсь в это время. Люблю стихи, которые получаются мгновенно. В них, мне кажется, идея раскрыта больше, чем в других, в «долгопишущихся». Идеи, картинки — они ведь моментальны. Вот и нужно за них зацепиться и успеть записать строчки, рифмы. Самое важное для возникновения новых идей — постоянно что-то менять, искать что-то новое, не останавливаться на одном месте, читать разные книги, общаться с разными людьми.

— То есть, существуют вещи, которые помогают настроиться на творческую волну?

— Ночь. Тишина. Дыхание вечности. А ещё — ночной город, пустые улицы, фасады, архитектура, дождь или снег. В шумных компаниях как-то совсем не до творчества, поэтому обязательное условие — одиночество.

— Можно ли словить и удержать вдохновение?

— Словить и удержать? Думаю  невозможно. Оно мимолётно, мгновенно, внезапно. Никогда не хотелось «выдавливать стихи» из себя. Всё должно быть легко, непринуждённо.

— Почему не пошел на творческую специальность? У тебя экономическое образование.

— Мне почему-то казалось всегда, что творчеству не нужно учиться. Способность к нему либо есть, либо её нет. Точить мастерство в вузах — это совершенно не то (сейчас я имею ввиду именно творчество). А экономическое образование… Хм… Ну что есть, то есть. В 16 лет другие интересы были.

— Вот журналист пишет и когда хочет, и когда не хочет. Ты же – только по желанию. Скажи, на твой взгляд, можно ли написать хороший материал (стихотворение), когда надо, но не хочется?

— Стихотворение? Можно, конечно. Но будет ли это поэзией — другой вопрос. Действительно, для кого-то это работа, а для кого-то — удовольствие, желание. Поэзия ведь — от сердца, от души. Это точно так же, как и чувствовать, как любить. Невозможно запретить себе любить — это не в наших силах. Но и навязать — тоже. Если чувств нет, то их и не будет. Материал написать можно, но поэзию — нет.

— Пробовал ли писать прозу? Если да, то как получалось?

— Прозу писал. Но широкой популярности она не получила. Да и, если честно, не особо выносил её в интернет. Чаще получалось выносить цитаты из своего «неопубликованного».

— Сейчас твое творчество можно найти только в Интернете. А когда ждать первого сборника?

— Даже не знаю. В последнее время с поэзией трудно очень. В размышлениях — а стоит ли продолжать дальше?

— Что бы ты мог посоветовать начинающим авторам?

— Не спешить. Но обязательно держать обратную связь — обязательно общаться со своим читателем

— Какая у тебя Муза?

— Муза? Девушка. Для неё хотелось писать стихи.

Человеческие ценности

— Что для тебя самое важное в жизни? И что ты больше всего ценишь в людях?

— Что самое важное? После того, как я пересмотрел и расставил приоритеты самым важным для меня стала семья, потом — всё остальное. Творчество отошло на второй, третий план. А в людях ценю доброту, честность, отзывчивость.

— Считаешь ли ты себя примером для подражания?

— Примером для подражания себя не считаю.

— Что ты считаешь самым большим несчастьем?

— Любовь, если она не взаимная.

— Если есть любовь, какая она, по-твоему?

— Моя любовь появилась как-то неожиданно. Это, знаешь, когда встречаешь человечка и уже не представляешь себя без него. И хочется будущего… совместного будущего… семью, детей… Наверное, любовь должна быть именно такая.

Развитие человека

— Без прочтения каких книг и просмотра каких фильмов человек не может считать себя Личностью?

— Книги: Кафка, Сартр, Оруэлл, Ницше, Ремарк. Их творчество, мне кажется, способно сказать: «Очнись! Ты — человек!»
Фильмы: сложно вспомнить… но точно уж не комедии.. в них обязательно должен присутствовать глубокий смысл

— Творчество какого поэта, писателя тебе ближе всего? Почему?

— Какое ближе всего — даже не знаю. Читал Маяковского, Бродского, Рождественского, Евтушенко, Асадова, Цветаеву, Ахматову — они больше всего повлияли на формирование моего творческого Я.

— Как ты реагируешь на критику? И, как считаешь, творческий человек должен на нее реагировать?

— Реагирую адекватно, без паники и впадения в депрессии. Для меня критика — бесплатный совет. Не важно — положительная, отрицательная. Всегда отношусь с уважением к чужому мнению, но не всегда прислушиваюсь. Перед этим, как правило, делаю выводы. Творческий человек должен реагировать так же, мне кажется. Уж если критикуют, значит читают. А это уже замечательно!

— Как ты относишься к словам, вроде «автор хотел сказать»? Хорошо это или плохо – то, что люди порой вкладывают в произведение смысл, который автор в него не вкладывал? Было ли с тобой такое?

— Это в порядке вещей. Это нормально. Для каждого ведь смысл особенный, с уклоном на свою жизнь. Многие читатели видят в моих произведениях что-то разное — это ведь хорошо! Хотя многие и говорят, что чувствуют тоже самое. Но, сказать по правде, бывает так, что читатель находит между строк намного больше, чем я. А я потом читаю мнения и думаю: «хм… а действительно, именно так и есть…». Мне приятно, когда моё творчество обсуждают с такой позиции — «автор хотел сказать»…

— Как ты думаешь, у каждого человека должна быть своя философия жизни? И есть ли она у тебя?

— Делать добро, помогать близким, ценить важных людей — составные моей философии. И у каждого человека, если он хочет считать себя личностью, философия конечно же должна быть. Философия формирует цели. А по тому, как эти цели достигаются, можно судить о человеке.

С поэзией Кости Крамара вы можете ознакомиться в pdf-версии интервью:

Добавить комментарий