Фотография – искусство или коммерция?
«Фотографии – это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее», — именно этими словами Салли Манн, на мой взгляд, можно отразить всю бесценность и сущность фотоснимков. Не через одно столетие фотографии пронесли свою значимость, останавливая реальность, впитывая память и эмоции, открывая портал в ушедшие мгновения. И вот, 21 инновационный век величественно встречает легендарную гостью новыми усовершенствованными технологиями и экспериментальным неограниченным взглядом. Казалось бы, что не так? Однако прогресс нынешней эпохи просматривается скорее с технологической и теоретической стороны.
Какова же его другая сторона?
Обилие техники, снабжённой множеством функций, одна из которых – делать фото и видео, привело к доступности фотографировать. Снимать всё вокруг, окружающие предметы, части тела, еду. Популярность авторских фото с неестественным выражением лица. Подобными явлениями мы обесцениваем фотографию, подавляя всю её глубину бессмысленными и пустыми тенденциями. Такой процесс породил безумства, выражающиеся маниями людей к определённым видам фото, к потребности фотографировать всех и всё, без наличия цели и смысла. Однако это не единственная проблема. Моё внимание привлекло появление нескончаемого потока самозваных «фотографов», которые приобрели этот статус вместе с профессиональным фотоаппаратом. Особенно популярно это в небольших городах, где конкуренция отсутствует, а желающих получить хорошие снимки, точнее на профессиональную технику, достаточно. Отличный способ предложить свои услуги и неплохо подзаработать без особых усилий, не так ли?
Мне стало интересно, как происходит данный процесс у подобного рода «специалистов». Представителя такой категории не составило труда найти. Рассмотрим их на примере районного города Иваново Брестской области. Я обратилась к своей землячке в социальной сети «ВКонтакте» под видом клиента, чтобы подробнее узнать интересующие меня детали.
Итак, из данной переписки мне удалось выявить следующее: час съёмки стоит порядком 100 тысяч белорусских рублей, из них я получаю 20-50 обработанных фотографий. Гарантии на качественную фотосъёмку предоставлены не были. Ошибок в данной работе быть не может: «Взгляд на хорошие снимки у каждого разный. Одному кажется абсолютно неудачным кадр, а для другого это — шедевр!» — ответил мне фотограф. Итог: девушка, только закончившая курсы по фотографии и решила оправдать затраты на них своими платными услугами. Что меня подвергло шоку: стоимость оплаты зависит от временных рамок, а не от качества работы. Не нужно впадать в раздумье, чтобы понять, какие фотографии за 60 минут может сделать человек без отсутствия опыта и навыка.
При этом, как оказалось, ошибиться невозможно. «Норм и правил в этом деле не существует! А если вы сомневаетесь и вам показалось что-либо не так, например, обрезанные руки, засвеченное лицо, искажающий лицо ракурс — уверяю, вам померещилось!» — это видение фотографа. А возникновение более сложных проблем прикрыто вечной отмазкой — «я ведь только начинающий фотограф». Предлагать свои услуги за деньги и делать это не качественно, оправдывая себя тем, что ты начинающий – абсурдно.
Другая переписка была спровоцирована комментариями критического характера, которые я оставила под фотографиями в группе ещё одного «профессионала». В них не было никаких оскорблений, перехода на личность, безобидное мнение по поводу тех или иных работ. Мне ответили сообщением такого содержания: «Глупо лезть туда, куда Вас не просят, следите лучше за собой. Подобные снимки у многих, им тоже можете написать. Я не одна такая».
Сложно сказать, какая преобладала во мне: возмущение или ирония. Исходя из ответа, напрашивается вывод: эти группы создаются для демонстрации своих работ, опубликованных лишь для лестных комментариев? Следующий подозрительный момент – когда фотограф сам же приравнивает себя к другим. Профессионально ли это? Разве такая творческая деятельность не требует индивидуального подхода? Ответственность за себя и свой труд должна быть присуща любому виду деятельности. Неужели человек зрелого возраста не в состоянии осознать такую простую суть? Тогда чего можно ожидать от него вообще?
Просмотрев ещё несколько групп с подобным содержанием, мне удалось выявить: основной возраст клиентов от 12 до 17 лет, реже – 17-25. Активно используется наиболее юным поколением, жаждущим красивых фотографий для своих аккаунтов в социальных сетях. Также, можно выявить две категории участников фотосессий: первая – знакомые, друзья или просто неизвестные люди, довольные проделанной работой, ослеплённые иллюзией, что профессиональный фотоаппарат гарантирует такой же результат; другая – прочувствовавшая всю соль на собственном опыте, получившая неудовлетворительный результат. Одна клиентка, из второй категории, прокомментировала: «Приняла участие в фотосессии. Во время неё всё вызывало подозрения, но я решила раньше времени не расстраиваться. Сам процесс проходил таким образом: времени было мало, постоянная спешка, из-за которой получились однотипные фотографии. Бывали моменты, когда фотограф стоял в ступоре, спрашивая у меня, что бы здесь придумать. Когда получила снимки, то очень разочаровалась. Результат – основу фотографий составляло большое количество неестественной обработки. Впредь буду более избирательна».
К сожалению, немало представителей фотоискусства сегодня делают некачественные снимки, гонясь за коммерческой съёмкой и клиентами, а не за практикой и умением. Однако, более достойная категория посредников между фотоаппаратом и окружающим пространством всё ещё существуют, даже в небольших районных городах. Большой популярностью в Иваново и за его пределами пользуется Вадим Мазько. Сам он называть себя профессиональным фотографом не спешит, но этот статус он давно завоевал своим творчеством. Вадим выразил своё мнение по поводу «фотографов» «Подобное наблюдаю сплошь и рядом в социальных сетях. Зачастую происходит так: человеку дарят на День рождения фотоаппарат, он начинает принимать заказы на фотосъёмку. Как правило, если человек кое-как фотографирует без желания профессионально расти, то через полгода он прекращает «жмякать» пальчиком на кнопку затвора. Моё мнение — если у тебя только творческий интерес и тебе действительно нравится фотографировать для себя, то первые 2-3 года ты даже не будешь задумываться о какой-либо съёмке за деньги. А людей, которые купили фотоаппарат и закончили курсы, через месяц после этого снимают свадьбы, я не могу назвать фотографами, хотя, тут, знаете, двояко. Ладно, я назову его не художником, творцом, а «бизнесменом», так как на самом деле фотографы — это ремесленники, а не торговцы своих услуг. Но в нашем мире, к сожалению, большей популярностью пользуются именно такие вот бизнесмены».
Таким фотографам мне бы хотелось сказать следующее – ведите себя скромнее. Направьте энергию на творческое развитие, а не на самопохвалы. Начинайте с пейзажа, натюрмортов, а не с коммерческих съёмок. А их клиентам хочу посоветовать перед встречей с фотографом смотреть несколько его свадебных фотосессий целиком, а не 5-10 фотографий в Интернете. Только так будет лучше ознакомиться со способностями того, кого вы собираетесь нанять. Также, предусмотрите тот факт, что эти фотографии будут смотреть ваши дети и внуки, это не просто картинка, а эмоции и эйфория, запечатлённая на матрице фотоаппарата. Она должна нести в себе ценность.
В заключение, добавлю, прежде чем заказывать фотосессии у неизвестного фотографа, ознакомьтесь с его работами. Найдите в них все основные составляющие хорошей фотографии: талант, опыт, навыки, техника, сформированный стиль. Многое зависит от обстановки, интерьера, от самих моделей, света. Здесь нужно о многом рассуждать. От героев тоже многое зависит: внешний вид, настроение, наличие чувств. Нужно знать психологию человека, ведь работаешь непосредственно с людьми.
А какие двери в будущее открывают сегодняшние представители фотографии?
Мы стали забывать, что основа любой творческой профессии – увидеть глубину. А техника – посредник, а не его основа.