Это всё потому, что я чёрный?
В наши дни многие западные СМИ кричат о том, что дискриминация – это чума двадцать первого века. В их глазах современный человек спит и видит, как унизить своего ближнего за счёт бедных родителей, лишнего веса, сексуальной ориентации. Они утверждают, что с дискриминацией нужно отчаянно бороться, а всех несчастных толстых чёрных женщин-лесбиянок необходимо чуть ли не причислить к лику великомучениц. В условиях постоянных поправок и разбирательств хочется предложить потерявшим чувство меры либералам: а почему бы вам, господа, не замахнуться на самого Господа Бога? Ведь если бы не его воля, то все мы сейчас грелись бы под тёплым райским солнышком, а не несли крест за грехопадение прародителей. Адам и Ева наломали дров – пусть Адам и Ева отдуваются, за что бедных потомков карать-то?
Понятное дело, что любое нарушение человеческих прав нужно пресекать. Только вот фанатизм в таких вещах неуместен. Методы же современных чиновников зачастую огорчают: вместо того, чтобы отстаивать позиции равноправия, они почему-то предпочитают ставить ущемлённых над ущемляющими. Например, ещё пару лет назад бюджетные места на престижных специальностях в белорусских вузах были сплошь оккупированы льготниками и абитуриентами из сельской местности. Из-за этого поступающие, которые набирали в два раза больше баллов на ЦТ, чем чернобыльцы и сироты, оставались за бортом. Правда, люди из министерства одумались и не так давно все эти льготы отменили, позволив университетам набирать самых талантливых, а не самых обиженных жизнью студентов.
Прекрасный образец того, как законодательство увлеклось защитой незащищённых, был показан в фильме «Плохой Санта». Один из главных героев – чернокожий карлик, который подрабатывает в супермаркете, исполняя роль рождественского эльфа. Он постоянно опаздывает, прогуливает, пьёт прямо на рабочем месте, подворовывает, матерится и оскорбляет покупателей. Но стоит только хозяину магазина заикнуться о том, что за такое поведение можно и уволить, как униженный тут же козыряет своим низким ростом и цветом кожи. Оно и понятно: в обществе, где ради защиты прав и чёрных, и карликов готовы лечь грудью на амбразуру, увольнение темнокожего недомерка вызовет неописуемый скандал. И совершенно неважно, как наймит относится к должности – за словами «алкоголик», «хулиган» и «хам» общественность увидит лишь жалкую попытку прикрыть расовую ненависть работодателя.
С другой стороны, хотим ли мы видеть мир, в котором царит всеобщее равноправие? Мир, где беременным женщинам никто не уступает место в общественном транспорте, где молодые семьи не могут взять льготный кредит на жильё, а девяностолетние ветераны просиживают гигантские очереди в поликлиниках? Определённо, нет. Гуманизм, взаимоуважение и здравый смысл – вот те инструменты, которыми следует искоренять расизм, нацизм и прочие проявления неравенства. Конечно, в особо экстремальных ситуациях без жёстких средств не обойтись. Ещё Аль Капоне, при всех его грехах, сказал очень мудрую фразу: «Добрым словом и пистолетом можно добиться куда большего, чем просто добрым словом». На протяжении истории этот самый пистолет попадал в разные руки. Владел им и Спартак в борьбе с рабством в Римской империи, и Мартин Лютер Кинг в стремлении одолеть сегрегацию в США, и Нельсон Мандела, который всё-таки смог побороть апартеид в ЮАР. Но мы живём во времени, когда все серьёзные проблемы с дискриминацией уже канули в Лету. Сейчас не нужны ни громкие лозунги, ни революции, ни сильные вожди. Осталось лишь осознать, что все мы относимся к виду Homo sapiens и в равной степени имеем право на счастье. А его, как известно, на чужих костях не построишь.
Ещё Михаил Булгаков в двадцатых годах прошлого века вложил в уста профессора Преображенского фразу, которую так часто любят забывать борцы за светлое будущее: «Разруха не в клозетах, а в головах». Что же, спустя столько лет унитазы вычищены почти до блеска. Но сильно ли посветлело от этого в наших черепных коробках? Вопрос остаётся открытым.