Дети своих времен
Буквально пару дней назад его величество Случай позволил мне стать очевидцем такой ситуации: дочь с матерью выбирали платье для какого-то очень знаменательного события. В итоге дочь остановила свой выбор на красном гипюровом платье. Мама прокомментировала выбор дочери такими словами: “Да в таком виде в наше время меня бы даже на порог не пустили!” Я думаю такую ситуацию нельзя назвать редкостью в наши дни, так как каждый хотя бы раз слышал подобное от своих родителей, бабушек. И вряд ли представители молодого поколения восприняли эти слова с покорностью в глазах.
После такого бытового примера возникают элементарные вопросы: как же можно назвать подобное поведение родителей? Излишеством заботы или намеренным активным участием в жизни своих детей? И вообще, откуда взялась эта необъяснимая манера «отцов» по отношению к своим «детям»?
Для поиска ответов на эти вопросы необходимо обратиться ко всему жизненному циклу человека, начиная от его первых шагов и заканчивая уходом из родительского дома.
Ребенок появляется на свет, и первые, кто знакомят его с этим огромным миром, — родители.
Они окутывают его лаской, любовью, передавая частичку себя самих, которую с таким же трепетом вкладывали в них их родители. Проходят годы. Ребенок уже первоклассник, идущий в школу не только с портфелем и школьными принадлежностями, но и с огромным багажом духовных ценностей своей семьи.
Еще десяток лет пролетел птицей … Родители удивлены поступкам и решениям своего чада, ведь они воспитывали его иначе. Беспокойные мама и папа приходят к выводу, что ребенок их не понимает и не слышит. На всех парусах родители мчат к известным и дорогостоящим психологам с просьбой о помощи, забывая о том, что кроме семьи, в которой родился ребенок, в мире еще есть знакомые, друзья, случайные прохожие, которые формируют взгляды человека на окружающие предметы, вырабатывая у него функцию приспособления к обществу. И это нормально, так как в человеке заложена необходимость в общении и жизни в социуме.
Необходимо понимать, что корни взаимоотношений взрослого и молодого поколений уходят далеко в прошлое. Это, возможно, и служит толчком к актуальности подобной темы в настоящие дни. Так как в жизни можно преградить движение многому, но разорвать ту невидимую нить, которая связывает прошлое и настоящее невозможно.
Самым надежным носителем традиций и обычаев своих времен являются книги, которые впитывают в себя все происходящее. Писателей издревле интересовали вопросы взаимоотношений «отцов» и «детей», что и послужило поводом к написанию произведений, названных шедеврами всемирной литературы.
Обратимся к строкам произведения И.Д. Фонвизина «Недоросль», где затрагивается подобная проблема. Перед нами яркий образ госпожи Простаковой. В доме все находится исключительно под ее властью, даже муха не пролетит без ее ведома. Она активно участвует в жизни своего сына, Митрофанушки: она считает, что кафтан, сшитый крепостным портным Тришкой слишком узок для ее любимого сына, шестнадцатилетнего недоросля Митрофанушки. Простакова сама решает, какую жену выбрать своему сыну. Мать не считается с мнением своего сына, а поступает так, как считает нужным.
В итоге бесконечно любящая мать остается у разбитого корыта. Единственный сын, который всегда был покорен ей, над которым она имела полную власть, вдруг нагрубил ей.
Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына! — говорит в истерике Простакова.
Эта ситуация актуальна и на сегодня. С моим знакомым происходит подобное: родители всегда знают, что необходимо купить своему сыну. Они уже решили, куда будет поступать их ребенок, с чем свяжет свою судьбу. А ничего, что он будущий мужчина, защитник Родины, что ему самому нужно принимать решения, касающиеся его жизни?
Да и вообще, правильно ли, принимать такое активное участие в жизни своего ребенка? Думаю, нет. Конечно, родителей можно понять, они любят своего ребенка и желают ему только хорошего, но все же должны быть какие-то границы заботы и опеки со стороны родителей по отношению к своим детям. Иначе ребенок не будет приучен к самостоятельности и все происходящее в этом мире будет воспринимать через призму своих родителей, а так не должно быть.
По-иному воспроизведен конфликт между взрослыми и молодыми в романе Тургенева «Отцы и дети», где сталкиваются две силы: «новое» и «старое» во главе с разночинцем-демократом, нигилистом Евгением Базаровым и аристократом, человеком старой закалки Павлом Кирсановым, которые с первой встречи почувствовали себя врагами. Незабываемы их споры об искусстве, которое каждый из них понимает по-своему:
Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови.- Вы, стало быть, искусства не признаете?
Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта,- перебил Базаров.
Герой нигилист «ко всему относится с критической точки зрения», «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Павел Петрович же провозглашает, что «аристократизм – принцип, а без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Вот, пожалуйста, на лицо готовый конфликт, обусловленный расхождением в понимании существующих вещей. Да что говорить, каждый из них по-разному воспринимает даже термин «нигилизм». Кирсанов называет нигилистом человека, «который ничего не уважает», а идеология Базарова утверждает, что «нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами».
В основе романа лежит очень важная деталь, которая остается весьма полезной в настоящее время: родители – воспитанники своего времени со всеми прилегающими к нему традициями и обычаями, под влиянием которых формировалось их мировоззрение. Развитие технологий, разнообразие новшеств, постоянное изменение моды – вот время нынешнего поколения. С каждым годом принципы и идеалы «отцов» становятся дальше от взглядов «детей», и этого не избежать.
Пробежавшись по страницам великих произведений, становится очевидной многогранность подобной темы. Авторы по-своему видят данную проблему и разрешают ее своими методами. Но все-таки велика вера в то, что отойдя от героев произведений и вернувшись в неповторимую реалию 21 века, можно избежать вражеских отношений между взрослыми и детьми взаимопомощью и взаимопониманием. Взрослые передадут накопленный ими опыт своим детям, а дети «обработают» его своим талантом, умом и выведут единую формулу успеха общественно-политической и культурной жизни.