«Беруши» в уши, или в каком ухе звенит?
Сбоку звенит трамвай, на пешеходном переходе работает сигнал для людей с проблемами зрения, уличный шум усугубляет автомобильная пробка и отходящий от платформы железнодорожного вокзала поезд. Ничего особенного — ежедневный ритм большого города. Вдохнув глубокие глотки воздуха, на миг закрываю глаза и мысленно перемещаюсь в тихую кленовую аллею; мой слух ласкает пение птиц и дыхание июньского ветра. Передовые технологии позволяют слушать шум прибоя, чириканье синиц, менуэт Шопена в любой точке города, не навязывая это окружающим людям. Всё дело в маленьком приспособлении – наушниках!
Это устройство позволяет мысленно оказаться на поп или рок концерте, стоя на остановке. Обратная сторона медали такова: безобидные и всеми любимые «беруши» – разрушитель здоровья человека. Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дб. Шепот оценивается уже в 20 дб, обычный разговор в 30-35дб. Крик с уровнем звукового давления в 60 дб уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дб. Иными словами, любой рок концерт с уровнем 100-120 дб — это серьезное испытание для ушей. Такого же звукового давления с легкостью можно достичь в любых современных наушниках. Когда музыка играет тихо, нет этого чувства отдаления от мира, не чувствуешь поток битов, все как-то тускло, поэтому мы прибавляем громкость, часто даже на максимум. Такие люди существуют одновременно в двух измерениях: тело находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Разумеется, эти миры никак не пересекаются, поэтому мозг неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. На слушателя несется трамвай, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого «раздвоения» можно просто упасть на ровном месте. Проблема с ориентацией в пространстве вовсе не выдумка (прим. вестибулярный аппарат человека расположен именно во внутреннем ухе). Совсем иная ситуация связана с метрополитеном. Юноши и девушки немедленно достают наушники при самом входе в подземку. Напрасно. В час пик уровень шума там может достигать 90-100 децибел. Для сравнения: при интенсивности звука в 160 децибел деформируются барабанные перепонки. Но несколько лет назад в производстве появились новые плееры, которые способны перекрывать любые шумы, в том числе и движущегося вагона. А несколько месяцев назад эти устройства стали доступны массовому потребителю. Однако минусы таких плееров в том, что мощность звука, воспроизводимая ими через наушники, приравнивается к 110-120 децибел. Таким образом, на уши человека идет воздействие, равное тому, которое оказывается на человека, стоящего в 10 метрах от ревущего реактивного двигателя. Если такое давление на барабанные перепонки оказывается ежедневно, человек рискует оглохнуть. Длительное воздействие громкой музыки просто убивает слух». Тугоухость это приговор для детей, обучающихся музыке, ведь они не смогут отличать нюансы звучания своего «инструмента», так и не научившись на нем «играть». Даже профессиональные музыканты, уже в зрелом возрасте столкнувшиеся со снижением слуха, но владеющие своим голосом уже на интуитивном уровне, вынуждены ограничивать или полностью прекращать выступления и занятия музыкой. Самый свежий пример Фил Коллинз, объявивший о прекращении концертной деятельности из-за прогрессирующего снижения слуха. Что же говорить о детях и подростках, которые только начинают овладевать музыкальным инструментом?! Выход из этой ситуации существует. Старайтесь жалеть свои ушки, прикупив для них накладные большие наушники. Они охватывают ухо, и звук получается более направленным. Как это ни удивительно, но такие наушники причиняют наименьший вред слуху. Можно сказать, что здесь соблюдается золотая середина направленности звука и звукоизоляции. Внутриканальные наушники – самый распространённый вид. С ними нужно быть особенно осторожными. Если звук из вставных наушников (имеют круглую копеечную форму), хоть немного, уходит вовне, и отражается от стенок слухового хода, то внутриканальные бьют прямо в цель. Если слушать музыку на громкости всего лишь 10-50% от максимальной громкости, то можно делать это так долго, как хочется, без вреда для здоровья! Поэтому, покупая наушники, выбирайте самые качественные из них. Ответственные производители знают все эти тонкости и стремятся снизить вредное воздействие на слух. Но, какими бы хорошими не были наушники, соблюдайте меры безопасности, ведь за свое здоровье отвечаем только мы сами.