Вспомним о Василе Быкове…
Великого белорусского писателя уже при жизни называли классиком и духовным пророком нации. Василь Быков – создатель всемирно известных повестей «Сотников», «Мертвым не больно», «Пойти и не вернуться», «Обелиск», «Дожить до рассвета». Даже от названий этих веет тревогой и болью. И боль, и тревогу сам он прочувствовал полной мерой.
Родился будущий мастер военной прозы в небольшой деревушке Бычки, в небогатой крестьянской семье. Одарённый подросток хорошо рисовал и даже начал учёбу в Витебском художественном училище. Но не судьба была стать Василю художником или скульптором. Война застала юношу на Украине: сначала он – на оборонительных работах, потом – бои на Юго-Западном фронте и курс пехотного училища. С осени 43-го лейтенант Быков вновь на фронте, тяжело ранен и даже записан погибшим. А после госпиталя – участие в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии: к победе вели долгие и тяжкие дороги. Все ужасы войны он видел и испытал сам: безусловно, здесь – истоки пронзительной быковской прозы.
Первые рассказы появились в печати ещё в конце 40-х. Впереди был непростой поиск собственного места в жизни и творчестве – но постепенно становилось ясно: стержневая тема произведений Быкова одна. Человек и война. Обычный человек и жестокая война, которая сталкивает его со сложным нравственным выбором и становится главным жизненным испытанием.
Настоящую известность Василю Быкову принесла повесть 62-го года «Третья ракета»: в литературу вошёл яркий, смелый автор со своим взглядом на мир. После перевода книги на русский язык и критики, и широкая публика убедились: Быков – один из лидеров всего фронтового поколения прозаиков.
Огромный успех имела вышедшая следом «Альпийская баллада»: по ней «Беларусьфильм» снял картину, получившую несколько отечественных и зарубежных кинонаград. Первым из советских писателей Быков показал плен именно как трагедию, а не как вину героя, и осмелился описать самоотверженную любовь между советским солдатом и итальянской девушкой.
60-е, 70-е годы вообще стали для Быкова наиболее плодотворными: родились произведения, которые навсегда утвердили его в ряду лучших мастеров военной прозы. «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», ставший основой потрясающего фильма «Восхождение»… Страстные, правдивые повести не просто сделали Быкова знаменитым: неуклонной проповедью истинных ценностей, нетерпимостью ко злу он снискал уважение и особый моральный авторитет.
Но, по Быкову, эпохой «колоссальных усилий народа» является не только война. В более поздних произведениях («Знак беды», «Облава») изобличаются сталинские репрессии и насильственная коллективизацая. Позже, в 99-м, на рубеже веков, появилась «Волчья яма», посвящённая Чернобыльской трагедии. Раскрывая сложные и болезненные темы, писатель оставался предельно честным в отражении чувств и событий. Он всегда оставался верным самому себе.
Большинство произведений Василя Быкова создано на белорусском языке, при этом главные свои вещи он переводил на русский сам. По его книгам снято больше двух десятков фильмов. Повести переиздаются на многих языках мира, и это – ещё одно подтверждение удивительного таланта писателя, силы его слов, его бесстрашной искренности.