Учись учиться!
Вот и завершились областные этапы республиканских предметных олимпиад. Города приветствуют своих героев, а сами олимпиадники привыкают к новому статусу — победителей. В таких случаях не принято вспоминать об обратной стороне медали, хотя именно там порой скрывается всё самое интересное. Чтобы расставить все точки над «і», я решила побеседовать с небезызвестными ныне пинчанками: Янкович Марьей, Кущенко Кариной и Потрубейко Юлией.
Марья и Карина показали первый и второй результаты в областной олимпиаде по белорусскому языку и литературе среди 11-х и 10-х классов соответственно, а Юля получила диплом третьей степени по обществоведению среди 11 классов.
— Девчонки, поздравляю с наградами! Рассчитывали ли вы на столь достойные результаты?
Юля: — Для меня главным было — проверить свои знания. В целом я осталась довольна результатом, хотя в глубине души надеялась на лучшее.
Марья: — Сложный вопрос. Я не ожидала победы, но расстроилась, если бы не показала хороший результат. Я счастлива, что всё так здорово сложилось.
Карина: — Я не думала о том, какое место займу, но была бы рада любому результату.
— Достаточно ли базовых школьных знаний для того, чтобы достичь успеха на олимпиадах?
Карина: — Материала в учебниках будет явно недостаточно. На мой взгляд, всё зависит от учителя. Если он посчитает нужным давать углубленные знания на уроке, то и результат не заставит себя долго ждать.
Марья: — Из школьной программы мне пригодилась только белорусская литература, но это лишь одно-два задания (всего же 10) комплексной работы. А ведь кроме этого есть ещё и сочинение, и устное высказывание. Подготовка к этим этапам мне, как будущему журналисту, пришлась кстати, но вряд ли это имеет прямое отношение к белорусскому языку.
— Как давно вы начали уделять некоторым предметам особое внимание?
Марья: — Интересоваться белорусской литературой я начала ещё в пятом классе, чуть позже любимым предметом стал и язык. А начиная с девятого, я пробовала свои силы в олимпиадах по белорусскому языку и литературе.
Карина: — Однажды в книжном магазине на глаза случайно попала книга, которая меня очень заинтересовала — «Беларуская мова: поўны школьны курс». Я решила, что это издание придётся мне полезным и купила книгу. Позже, когда встал вопрос о выборе олимпиады между славянскими языками, я без колебаний отдала предпочтение белорусскому. Об этом решении до сих пор не пожалела. Наверное, встреча с книгой была неслучайной.
Юля: — Я всерьёз начала заниматься обществоведением только с сентября. Для таких условий третье место, на мой взгляд, неплохой результат.
— Как проходил процесс подготовки к олимпиаде?
Марья: — Долго и мучительно. Позади уже две четверти, а я так и не узнала, что такое каникулы. Всё свободное время я посвящала белорусскому языку: штудировала справочники, словари и прочую литературу, которая могла бы помочь.
Карина: — Я погрузилась в книги, конспекты, тщательно прорабатывала учебник. Но за несколько дней до олимпиады отложила в сторону все дополнительные материалы, чтобы база лучше отложилась в голове. Я считаю, что нужно усваивать знания постепенно, тогда результат будет достойным.
Юля: — Занималась по специальной программе, которая рассчитана на подготовку к централизованному тестированию. Эти знания пригодились мне и на конкурсе. В начале учебного года уделяла внимание обществоведению дважды в неделю, но перед областной олимпиадой — ежедневно. Пришлось нелегко, но у меня был отличный стимул. Ещё перед городским конкурсом папа пообещал, что в случае моей победы купит мне новое платье. Пришлось занимать первое место (смеётся)! Самое интересное, что одним нарядом дело не ограничилось: вторую обновку я получила на Новый год, а третье платье – как награду за областную олимпиаду.
— Присутствовало ли волнение?
Юля: — Как ни странно, я была абсолютно спокойна. Нервы и бесконечное волнение могут привести к тому, что нужная информация выпадет из головы в самый ответственный момент.
Карина: — Без волнения не обошлось, но перед самым началом олимпиады оно рассеялось. Я старалась настроиться на работу, чтобы показать максимальный результат.
Марья: — Присутствовал лёгкий мандраж. Мне кажется, что если нет ни капли волнения, то во время олимпиады ты не сможешь раскрыться в полной мере.
— В каком городе проходили олимпиады? Что запомнилось больше всего?
Юля: — Я побывала в городе Барановичи, где проводилась олимпиада по обществоведению. Осталось много положительных впечатлений от общения с ребятами. Особо поразила церемония закрытия, когда председатель жюри Павел Павлович Крусь (зав. кафедрой философии Брестского университета) исполнил песню Е. Ваенги – «Желаю, чтобы все были здоровы».
Карина: — Олимпиаду по белорусскому языку и литературе проходила в Кобрине. Это не самый известный город в Беларуси, но и в нём есть свои достопримечательности. Например, нам посчастливилось посетить музей Суворова и городской парк.
Марья: — Да, парк был действительно классный. Мы оказались в нужное время в нужном месте. Была безветренная погода, падал снег, он ложился таким грузом, что ветки деревьев просто трещали. Это было круто! И тема природы на устном высказывании пришлась мне как нельзя кстати.
— Знаю, что вам не впервой принимать участие в олимпиадах. Меняется ли из года в год восприятие конкурса?
Марья: — Да, безусловно. В девятом классе мы ехали на олимпиаду с мыслями «главное — не последние», а в 11-м – «не дай бог не первые». Раньше всё воспринималось легко и непосредственно, а за несколько лет прибавилось ответственности.
Карина: — Мне казалось, что предыдущие результаты (2011 г.) — просто сон. Я и не предполагала, что в прошлом году стану обладательницей диплома 3-й степени на республиканском этапе. Прошло время, и появилась уверенность в своих силах. Теперь я иначе оцениваю свои возможности.
— Каков секрет успеха?
Марья: — Мой классный руководитель перед каждой областной олимпиадой ведёт нас в церковь. Было время, когда я с недоверием к этому относилась, но после того, как мы с одноклассником заняли призовые места, я поверила в это обыкновенное чудо. Наверное, это и есть мой секрет.
Олимпиады показывают, что для достижения хорошего результата необходимо приложить немало усилий, ведь, как гласит народная мудрость, без труда не вытянешь и рыбку из пруда. С одной стороны подобные конкурсы — хорошая возможность развеяться от суровых будней, завести новые знакомства, а с другой – долгая работа над собой и постоянное отсутствие отдыха, которое может сказаться как на физическом, так и на моральном состоянии ученика. Стоит ли игра свеч? Скорее да, чем нет. Однажды приняв участие в олимпиаде, вы получите бесценный опыт, а он, как известно, лишним не бывает.