Открыть глаза на правду
Недавно мне представилась возможность побывать в театре белорусской драматургии на спектакле «Кругі раю» режиссёра Светланы Науменко. С уверенностью могу сказать, что это была одна из лучших постановок, которую мне приходилось видеть. Документальная аллегория о жизни Янки Купалы произвела на меня огромное впечатление и показала биографию поэта с совершенно другой стороны, о которой нам никогда не рассказывали в школе.
Как только мы зашли в зрительский зал, наше внимание привлекли декорации на сцене, а точнее, одна – высокий деревянный столб, идол. Это был символ Перуна, языческого бога-громовержца у славян. У зрителей было достаточно времени, чтобы прочувствовать атмосферу зала, и тут голос за сценой с просьбой отключить мобильные телефоны. Свет, тишина, появляется хор… «Иванка! Янка! Иванка! Янка!»
Девушки в легких, белых платьях в пол с золотыми гривнами на шее, височными кольцами и серьгами с удивительной быстротой и легкостью выбежали на сцену. Строго выдержанный наряд древних славянок придавал их образу что-то мистическое, а мелодичность их песен и синхронность движений в своеобразных хороводах вокруг символа Купалья, Перуна, возвращала зрителей в тот самый 1883 год, в то самое Купалье, когда родился Иван Луцевич.
Спектакль рассказывает о жизни и смерти Янки Купалы, чередуя случаи из его жизни с его творчеством – на сцене вместе с реальными людьми находятся и персонажи его произведений. Уникальность этой постановки в том, что актеры разговаривают документальными материалами той эпохи: письма, газетные публикации и даже протоколы с допросов поэта.
На сцене появился главный герой, который притягивал внимание, кажется, каждого в зале. Актёр, исполняющий роль Янки Купалы, Денис Паршин очень точно прочувствовал образ народного поэта: романтичный, но в тоже время до удивления сильный. Да и сам Денис, говорят, очень даже похож на автора в молодости. Самоотдача, с которой отыгрывал Денис, поражала и вызывала ещё большую симпатию к его герою, а интересные художественные приёмы и контрасты сцен на протяжении спектакля ему в этом только помогали.
Отдельное внимание хочется уделить авторской задумке в постановке: режиссёр объединила биографию автора с его произведением «Бондаровна». Как позже Светлана Викторовна нам рассказала, это ее любимое
произведение за всю историю литературы в принципе. «В нём очень тонко ощущается та этическая база, которая была присуща всему славянскому народу того времени: есть вещь страшнее смерти – позор». Бондаровна, по словам автора, — это олицетворение Янки Купалы, ведь их судьбы в принципе похожи. Янка Купала, как и героиня поэмы, не предаёт свою честь и честь своих друзей, не позволяет осквернить себя и свой род позором и жалким клеймом доносчика, всему этому он предпочитает смерть, которая произойдет весьма странным образом. Поэт не умрет от попытки самоубийства, что-то всевышнее сбережёт его тогда, а нелепая ситуация на лестнице в отеле Москвы, куда он приехал по приглашению советского правительства, поставит точку в жизни писателя.
Янку Купалу нашли мертвым в отеле после церемонии награждения в честь его юбилея: «Смерть от падения на лестнице» — говорил следственный комитет, однако являлось ли это правдой – осталось загадкой до сих пор. Одно известно точно: жену Янки даже не оповестили о похоронах, что можно считать верхом бесчеловечности.
«Круги раю» открыли мне глаза на многое, рассказали о жизни поэта и разбудили во мне глубокое уважение ко всем писателям, поэтам, художникам и другим творческим деятелям того страшного времени самоуправства и репрессий, чему я очень благодарна. Уже ради этого стоит сходить на этот спектакль, ради того, чтобы знать правду.