Коммуникативные и организаторские способности в профессии журналиста 11

Коммуникативные и организаторские способности в профессии журналиста

Человеческие способности — это величайший из даров природы. Этим даром награжден каждый человек. Разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Способности образуются в течение всей жизни людей, изменяются с учётом изменений объективных условий, а значит могут поддаваться преобразованию.
На пороге личностного и профессионального самоопределения абитуриенту, поступающему на факультет журналистики Белорусского государственного университета необходимо на некоторое время отложить свои дела в сторону и заглянуть в свое внутреннее «Я» для того, чтобы провести самоанализ своих личностных особенностей, своих знаний, умений и навыков, своих ценностей и эмоций, выработанных в процессе школьной жизни. Необходимо решить свой дальнейший жизненный путь, грамотно и адекватно оценить свои коммуникативные и организаторские способности.
Юность — процесс завершения формирования личности. К. Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и заботиться только о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества».
Абитуриенту, который готовится к поступлению на факультет журналистики Белорусского государственного университета, необходимо хорошо ориентироваться в собственной личности, а именно чётко, последовательно и правильно формулировать свои жизненные цели для дальнейшей их реализации, гармонично взаимодействовать с окружающими людьми, иметь базовые навыки общения и коммуникации для личностного и профессионального самоопределения.
Будущие журналисты, которые предпочитают совершенствоваться в сфере социального взаимодействия с людьми, должны обладать достаточно высокими коммуникативными, организаторскими и интеллектуальными способностями, которые формируются непосредственно при общении с людьми.
Будущему журналисту для профессионального становления необходимо сознательно регулировать собственное поведение и широко обладать когнитивными (познавательными) процессами, необходимыми для осуществления нормальной жизнедеятельности, такими, как мышление, память, сила воли, воображение, речь. Журналист должен уметь ориентироваться в социальных ситуациях, активно слушать, понимать, воспринимать собеседника, взаимодействовать и общаться с ним, «читать» его позы, жесты, мимику, мысленно прогнозировать его поведение; уметь аргументировать свою позицию в разговоре и подчеркивать индивидуальные качества собеседника; уметь предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты. Пригодится также навык выработки способности самоанализа , самоконтроля, самообладания в конфликтных ситуациях, способности правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия, возможно, даже где-то пойти на риск. Журналисту важно уметь воспринимать и передавать эмоции, проявлять положительные эмоции к людям и доверять им, сочувствовать, сопереживать; иметь уверенность в своих силах и большую веру в успех своего дела; смело и систематически предъявлять требования к организации какой-либо деятельности; развивать логичность, глубину, прямоту, аргументированность и доброжелательность критики.
Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активное приспособление человека к условиям новой социальной среды, умение оказывать воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе. На этой основе строится эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией, соответствующее социальным нормам поведение, — так развиваются коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы в профессии будущего журналиста.
Коммуникативные способности опираются на задатки и интегрируют близкие коммуникативные свойства. В основе задатков коммуникативных способностей лежат тип темперамента человека и его высшая нервная деятельность. Другими словами, задатками коммуникативных способностей является подвижность нервной системы, которая способствует формированию общительности.
Способный журналист — организатор — какой он? Он инициативен и изобретателен, чуток и внимателен к людям, одновременно требователен, умеет разбираться в характерах, интересах и возможностях других, пользуется авторитетом и имеет лидерские качества. У него большое чувство ответственности перед коллективом и личное обаяние. Организатор должен обладать интеллектом, однако это должен быть интеллект не столько творческий, сколько практический. Он умеет планировать свою работу, подбирать и расставлять кадры, улавливать настроение людей и оказывать влияние на атмосферу в коллективе. Его способности качественно отличаются от способностей других и проявляются в таких качествах, как уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, ответственность, независимость, общительность.
Таким образом, организаторские и коммуникативные способности являются важнейшими составляющими эффективной деятельности в профессии журналиста. Коммуникативные и организаторские способности — это индивидуально-психологические и психофизиологические особенности людей, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности освоения или выполнения коммуникативной деятельности, а также обеспечивающие успешное взаимодействие людей и успешное решение коммуникативных задач. Главным источником приобретения коммуникативных и организаторских способностей является жизненный опыт.

 

Добавить комментарий