Как развивался белорусский гостиничный бизнес
Десять столетий назад единственным человеком, который мог бы требовать комнату с телевизором (несмотря на то, что его еще не изобрели), был князь. Во время боевых походов подданные готовили ему ночлег и ужин. Обычай дорожного постоя сохранился и во времена Великого княжества Литовского. Сам государь письменно закрепил эту традицию в Статуте 1529 года.
Храпящие лошади
Обычные путники могли рассчитывать на место в корчме. Упоминания о ней можно встретить в судной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича 12 века, записях белорусского мемуариста 16 века Федора Евлашевского, таких европейских путешественников, как Герберштейн, Таннер , Поссевино. Корчма строилась в виде сруба с высокой деревянной крышей. В ней было два помещения: для посетителей и для транспорта. Автомобилей в средние века еще не было, поэтому в «гараже» стояли телеги, экипажи и кони. В этом то и заключалось основное неудобство для проживающих. Если вы жалуетесь на храпящего за стенкой соседа, то представьте, каково было постояльцам, засыпавшим под лошадиное сопение и ржание. Хозяев корчмы же все устраивало. При такой планировке здания присматривать за лошадьми и экипажем было гораздо легче.
В 15-16 веках корчмы успешно развивались. Этому способствовала налаженная внешняя и внутренняя торговля, рост числа ремесленников. А привычка корчемников платить за работу водкой привлекала трудоспособное население. Владельцами и арендаторами чаще всего становились евреи.
Номера для избранных
Прообразами гостиниц в 18-19 столетиях стали почтовые станции. Там можно было не только выспаться и пообедать, но и поменять лошадей, которые, к слову, ночевали уже в отдельном помещении. Почтовая станция делилась на «чистую» и «черную» половины. Первая отводилась для «господ проезжащих», вторая – для слуг, почтальонов, ямщиков, которые не пользовались особым почетом и уважением. Правда, в одно время вышел ряд указов, которые запрещали непристойно ругать почтовых служителей.
На некоторых почтовых станциях предлагали поселиться в VIP-номерах. Для этих комнат специально разрабатывался уникальный интерьер, изготавливалась первоклассная мебель. Воспользоваться подобной роскошью могли только члены императорской семьи и сам государь. Да и весь придорожный сервис того времени предназначался привилегированным и титулованным особам. Остальным путникам, чтобы снять комнату на почтовой станции, нужен был специальный документ — «подорожная». В противном случае – ночлег под открытым небом и неповторимое чувство единения с природой.
Станционные дома располагались в Могилеве, Гомеле, Витебске, Бресте, Орше, Слуцке, Полоцке, Кобрине и в других городах, через которые проходили основные шоссе. 37 из них сохранились до наших дней.
Первый лифт и дверцы без ручек
Гостиница в том виде, в котором мы привыкли ее себе представлять, появляется только в 19 веке. Это минский отель «Европа». Возводился он на средства богатого купеческого семейства Поляк. Здесь останавливались все путешественники, проезжавшие через Минск, гастролировавшие артисты. После пожара 1884 года гостиницу реконструировали и выровняли до трех этажей. Тогда же ее и переименовали в «Европу» (до этого носила название «гостиница Поляка»).
В начале двадцатого столетия гостиница была перестроена в стиле модерн и стала шестиэтажной. Сервис по тем меркам считался первоклассным. В 1913 году «Европа» вмещала в себя 130 номеров, и в каждом из них был умывальник, водяное отопление, ванна, электрический свет и телефон. Кроме того в отеле работали мужская и женская парикмахерские, читальный зал, ресторан. Первый в Минске лифт, который начал курсировать именно здесь, стал своеобразной фишкой гостиницы и аттракционом для школьников.
При советской власти 20-х годов «Европа» превратилась в интернат. Как гостиница возобновила работу только в 1925 году. Цены за номер были умеренные: от 1 (приблизительно 25$ на сегодня) до 6 рублей. В рекламе гарантировали все удобства: буфет, ванные комнаты, центральное отопление, электроосвещение. Писали, что «…будет работать подъемная машина «ЛИФТ». На деле же некогда первоклассный сервис сдавал позиции. В 1929 году устанавливался один телефон на целый этаж, в некоторых номерах приходилось довольствоваться только печным отоплением.
Останавливавшийся там профессор Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках А.И. Кайгородов постоянно требовал жалобную книгу и даже отправил письмо в Минский горсовет о беспорядках в 1-й советской гостинице. В нем профессор сообщал: «Большинство комнат, а может быть, и все, заражены клопами… Во многих номерах разгуливают полчища огромных крыс, истребляющих не только провизию, но и вещи приезжающих. И не дающих ночью сомкнуть глаз… Номера обставлены неряшливо. Дверцы шкафов, ящики столов годами стоят без ручек, и, открывая их, ломаешь ногти… В наиболее дорогих номерах на окнах висят «портьеры» в виде мятых, запыленных тряпок (другого термина не подберу), оживляемых обрывками веревок… Внутренний двор, куда выходят окнами множество номеров подешевле, — отвратительная клоака… Лица, встречающие приезжего в вестибюле (портье), разговаривают высокомерно, нехотя, небрежно, только что не грубо…»
Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы уничтожили гостиницу. От «Европы» ничего не осталось. Отстроена она была только в 2007 году.
Приплыли!
Белорусский гостиничный бизнес не стоит на месте. В прошлом году в нашей стране появилась первая плавучая гостиница. Построил ее Пинский судостроительно-судоремонтный завод. Отель совсем небольшой, вмещает до 30 человек. Пользуясь исключительно своими запасами воды и топлива, он может находиться в свободном плавании 10 дней.
Какие бы оригинальные постройки не придумывали отечественные инженеры, главным для посетителей все равно остается комфорт и качество обслуживания. Жаль, что некоторые гостиницы по этим критериям отличаются от средневековой корчмы только наличием телевизора. И то в нерабочем состоянии.
Справка
Где можно найти старые почтовые станции:
деревня Погребенка под Витебском
деревня Гришаны рядом с Оршей
деревни Фойна и Сидоровичи, Могилевский район
В городе Старые Дороги (Минская область) собираются открыть музей истории дорог и почтовой службы. Там воссоздадут обстановку почтовой станции и постоялого двора 19 века.