История о том, как один фильм Оскар паразитировал 11

История о том, как один фильм Оскар паразитировал

«Паразиты» триумфально прошлись по «Оскару», забрав оттуда 4 статуэтки и вполне заслуженно. Пон Джун-Хо признан лучшим режиссером и сценаристом, сами «Паразиты» стали лучшим фильмом.

История о том, как один фильм Оскар паразитировал 12
Команда, работавшая над фильмом, на церемонии вручения Оскара-2020. Источник: liga.net

И в целом, это крайне редкий случай, когда фильм на иностранном языке от не особо известного и котируемого режиссера становится таким успешным – как в плане проката (фильм десять с лишним раз окупил себя), так и в плане признания на разного рода премиях. Но если начать чуть более подробно и беспристрастно рассматривать ленту, абстрагируясь от потрясающей режиссуры, то объяснение этому находится, увы, крайне прозаичное.

Начнем с того, что «Паразиты», сами по себе – вообще не азиатский фильм. Начиная от отсутствия определенного рода «маркеров», позволяющих сходу отличить азиатское кино от западного, заканчивая личностью самого режиссера, снявшего «Паразитов». Называть Пон Джун-Хо азиатским режиссером неправильно, так как он уже 7 лет таковым является исключительно ввиду своего происхождения, а последние три его фильма – западные и сделанные для западного зрителя.

В этом плане «Паразиты – венец, экстремум его стремления понравиться американскому зрителю, ассимилироваться с массой других, талантливых (и не очень) голливудских режиссеров, получив доступ к большим бюджетам (паразиты сняты за 12 млн.), влиятельным медиа, актерам и языку, на котором разговаривает больше миллиарда человек (и кол-во растет ежедневно). «Паразиты» идеальный фильм для западного зрителя, так как он, по сути, два с половиной часа демонстрирует образ «типичной азиатской страны с типичными грязными азиатами» – образ, который живет и процветает в головах среднестатистического западного человека.

История о том, как один фильм Оскар паразитировал 13
Кадр из фильма «Паразиты»

Герои фильма Пон Джун-Хо покорно падают к ногам более богатых, сытых и успешных западных братьев, старательно при этом пытаясь на них быть похожими (втискивают в свою речь англицизмы, разного рода обороты, присущие американской речи – как самый яркий пример) – очевидно, что подобное превентивное становление в проигрышную позу, вкупе с ныне актуальным «синемарксистким» сюжетом противостояния бедного большинства с богатым меньшинством (противостояния заранее обреченного, кстати говоря) не могло не сработать и не возыметь успех.

Это ни разу не умаляет заслуг Пон Джун-Хо и не преуменьшает качество его фильма («Паразиты – один из лучших фильмов за последние пару лет, который я посмотрел в кинотеатре) – все победы, все лавры и овации абсолютно заслужены.

А вот проблема фильма, малозаметная нам, зрителям из Западного мира, – это проблема «отцы и дети» или «старая и новая Корея». Прогрессивная Южная Корея, которой поет оды весь технократический мир, в социальном плане сейчас трясется от противоречий, что и показано в фильме. Ким Ки Тхэк (отец) и Чхун Сук (мать) – это люди старого уклада. Они понимают, что они не первые и не последние жертвы жесткой иерархии в Южной Корее, да и в целом Востока, и тем более не им ее свергать. Ки У (сын) и Ки Чон (дочь) – это новое поколение, в их поведении виден отпечаток запада: амбициозность и индивидуализм. Для них движение вверх по социальной лестнице – это не просто возможное, но и необходимое. Торжество западного мышления в фильме приходится на два момента, когда Ки У изобретает всю схему обмана и потом заявляет, что мечтает жениться на дочке босса – для Востока невиданная дерзость и пренебрежение иерархией. Трагический финал – это результат не оплошности кого-то из героев по отдельности, а, скорее, демонстрация этих противоречия между прошлым и будущим Кореи.

Мне формула успеха «Паразитов» кажется такой: сюжет + американизированный характер + новизна картинки с акцентом именно на сюжет.

Он нетривиален и интересен без привязки к социокультурному контексту, хотя Запад увидел в нем остросоциальщину о бедных корейцах, а сами же корейцы – демонтаж устаревающей иерархической системы, и уже эта разница взглядов делает эту картину интересной для просмотра и рефлексии.

Американизированность и новизна, думаю, лишь добавили один ноль в конце в кассовые сборы и принесли пару именитых наград, но не особо повлияли на основной посыл.

Добавить комментарий