Грязный вандализм или «Чистое искусство»? Мнение о фильме
Для тех, кто только примирился с тем фактом, что «Черный квадрат» Малевича – это тоже искусство, есть новое испытание. Создал его Максим Швед – режиссер документального фильма «Чистое искусство» (2019). Швед предлагает зрителю увидеть возвышенное в разноцветных квадратах, которые рисуют работники ЖЭСа, закрашивая очередное граффити.

По образованию юрист-политолог, Швед сначала занимался бизнесом. Но после переключился на творчество, стал снимать кино. Фильм «Чистое искусство» родился из фотопроекта. На протяжении 5 лет Максим фотографировал геометрические фигуры на городских стенах, оставленные работниками ЖЭСов, и выкладывал снимки в группу в Facebook «ЖЭС-арт/фупрематизм | fuprematism».Фильм участвовал в документальной программе Национального конкурса 26-го Минского международного кинофестиваля «Лістапад» и был отмечен специальным дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков Белорусского союза кинематографистов «За остроумное и меткое отражение белорусского самосознания».
Композиция фильма представляет собой следующее: маляры Зина и Инна старательно закрашивают на стенах Минска надписи, оставляя после себя разноцветные прямоугольники. Вдохновленный яркими фигурами, художник-абстракционист Захар Кудин выходит в город и на глазах у прохожих пытается перенести ЖЭС-овское искусство на свой холст.

Уже через 10 минут после начала видно, как безразличные прежде квадраты, продублированные на холст, который для большинства все еще является основным маркером “истинного” изобразительного искусства, обретают в глазах горожан новый смысл: кто-то цитирует Шопенгауэра, кто-то вспоминает молодость, кто-то просто молча созерцает.
Мы часто с опаской относимся к документальному кино. Ведь это словосочетание отсылает нас к занудным, бесконечным передачам по National Geographic или Animal Planet. Но здесь этот жанр использован максимально удачно: благодаря ему фильм показывает такие детали и характеры, которые воссоздать даже на самой крутой киностудии было бы трудно. Чего стоит один дед, который постоянно приходит в ЖЭС и жалуется на выкрученные лампочки в подъезде, грозясь написать письмо в газету!
После просмотра друг запротестовал: «Саш, ну как можно называть искусством то, что призвано закрашивать чужое, пусть не очень талантливое, но творение?» И мне подумалось, что этот фильм учит нас рассматривать объект искусства вне зависимости от того, что ему предшествовало и что его заменит. Для кого-то белый холст картины – это уже законченный арт-объект. В таком случае картина, нанесенная на него, лишь закроет собой холст. Но никому не придет в голову из-за этого не называть картину искусством.
Неуклюжие разноцветные квадраты сейчас есть почти на каждом доме в “спальнике”. И каждый из них, как объекты настоящего искусства, рассказывают нам историю о войне вандалов с коммунальными службами, о Зине и Инне, да и вообще о каждом из нас.