Фильм «Паразиты» – выстрел южнокорейского кинематографа или очередное кино-путаница? 13

Фильм «Паразиты» – выстрел южнокорейского кинематографа или очередное кино-путаница?

Первый южнокорейский фильм, получивший премию «Оскар», отмеченный, стоит сказать, не в одной номинации здесь, награжденный также Золотой пальмовой ветвью 72-го Каннского кинофестиваля и Золотым глобусом и проч. Резкое слияние бедного и богатого мира, до противного животное поведение одних и слепая наивность других, тайна огромного старого дома и символичность простого на первый взгляд камня – это и не только подтолкнет вас на просмотр данной кинокартины.

В центре внимания две южнокорейские семьи Кимов и Паков – одна бедная до жизни в полуподвале, питания объедками и терпения вида испражняющихся алкоголиков из окна, другая богатая до владения огромным старинным домом, возможностью нанимать лучшую прислугу и лучших учителей для детей, питаться исключительно изысканным. Но вот парадокс: бедные оказываются хитрее и в некоторой степени умнее богатых и начинают, как клещ, высасывать голубую кровь. Кимы умудряются устроиться на разную работу к Пакам и создать иллюзию своего мастерства. Как жизнь насекомых-паразитов коротка, так быстро бедное семейство разоблачают. Но нет, не хозяева дома. А сам дом, если быть точнее, тайна скрытого подвала, о существовании которого Паки, прожив здесь несколько лет, даже не догадываются…

Фильм «Паразиты» – выстрел южнокорейского кинематографа или очередное кино-путаница? 14
«уборная» Кимов (фрагмент из фильма)

Кинокритики не единожды отмечают: этот фильм о корейцах, снят корейцами и для корейцев. И действительно, для носителей других культур некоторые моменты окажутся непонятными и абсурдными. Так, на Востоке принято, что на работу человек устраивается не благодаря своим навыкам и качествам, а по семейным связям или рекомендациям других людей. Корейский социум коллективен, и тесные связи эти нерушимы. Южная Корея – страна резкого дисбаланса, где буквально в нескольких метрах соседствуют современные обустроенные небоскребы, элитные пентхаусы и убогие подвалы-лачуги, грязно-пыльные мещанские рынки. Наконец, корейские законы могут поразить европейца или американца своей жестокостью: здесь можно из-за кредитных долгов жить под вечной слежкой и попыткой вытрясти из человека положенное. Все это ненавязчиво, а уместно и мастерски показано в фильме «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо. Именно знание особенностей восточной культуры очень важно в качестве фоновых знания для правильного восприятия кинокартины.

Притягательно и смешение социального и природного в фильме. В частности, речь идет о бедном семействе Кимов, нищая жизнь которых приводит к ряду особенностей: они всегда имеют специфический неприятный запах, который Паки характеризуют как подвальный или запах сваренной тряпки, и – что особенно – бедняки этого запаха не чувствуют. Эти же Кимы спокойно относятся к ядовитым выделениям от дезинсекции тараканов возле их окна (может, они сами тараканы?), этим же Кимам часто приходится передвигаться ползком или скорчившись на протяжении всего фильма, эти же Кимы хотят высосать как можно больше богатства. В противоположность им Паки имеют острое обоняние, особенно сын, их очень раздражает зловоние своих новых работников. Но при этом у богатых отсутствует другой нюх: они не замечают мошенников в своем доме, они показывают свою некомпетентность в некоторых делах при контакте с Кимами, наконец, они не знают о том, что в их доме живет кое-кто еще. Одним словом, запах в этом произведении имеют высокую и неоднозначную символичность.

Фильм «Паразиты» – выстрел южнокорейского кинематографа или очередное кино-путаница? 15
главе семейства Кимов Ким Ки Тхэку (актер Сон Кан Хо) приходится ползать по лестнице, чтобы остаться незамеченным (фрагмент из фильма)

Примечательна и техническая составляющая фильма. Поражает качественная работа звукорежиссера Чон Джэиля, который смог прочувствовать не только основные кульминационные моменты, но и просто «негладкие». Критики также отмечают потрясающую игру малоопытных актеров, особенно отлично, на мой взгляд, с ролью иллюзионистки справилась дочь Кимов Ки Чон (актриса Пак Со Дам).

Фильм «Паразиты» – выстрел южнокорейского кинематографа или очередное кино-путаница? 16
дочь Кимов Ки Чон (актриса Пак Со Дам) настолько вошла в доверие Паков, что ей доверяют поздравить сына богачей с днем рождения (фрагмент из фильма)

Развитие событий в фильме довольно динамичное, режиссер Пон Чжун Хо явно намеренно вычеркнул из своей работы не несущие смысловой нагрузки эпизоды, также стоит отметить его мастерство в показе кульминаций, их несколько, и каждая острая и холодная, как и требуется. Жанрово фильм представляет собой гармоничное, как ни парадоксально, смешение драмы, комедии и триллера. Чувствуется тонкий восточный юмор, который, конечно, заметен не всем, но от этого его изысканность только повышается. Довольно интересна и неоднозначна концовка: гусеница может превратиться в бабочку, но какой ценой?

Добавить комментарий