Эксперимент «Добросовестность или корысть: что из них победит?»

Данный эксперимент был проведен на определение конкретной ситуации в определенный момент времени с определенным человеком и в определенной среде. А именно – в городской библиотеке проверялись некоторые личностные качества одной из ведущих сотрудниц, будем называть ее испытуемая. Целью исследования послужило намерение выяснить  мотивацию действий испытуемой на предложение помочь студенту в выборе необходимого материала для подготовки к экзамену.

Гипотезу данного исследования можно обозначить следующим образом: побуждение сотрудницы библиотеки оказать желание   в помощи студенту, руководствуясь истинным стремлением принести пользу ему в выборе литературы без материального поощрения по сравнению с представившейся возможностью дополнительного заработка. Другими словами, экспериментатор должен проверить наличие корыстного мотива либо добросовестность испытуемой.

Следует обратить внимание на тот факт, что библиотека, в которой проводится эксперимент, – городская, и подбор литературы является пунктом должностных обязанностей испытуемой. Другое дело, когда студент сам предлагает материальное вознаграждение за проделанную работу в самом начале своего визита в библиотеку.  Обе стороны договариваются обсудить еще раз материальное поощрение по результатам поиска, то есть по окончании эксперимента.

Следует также обратить внимание и на то обстоятельство, что исследование проводилось в частичном отсутствии экспериментатора. Это значит, что за действиями испытуемой никто не наблюдал постоянно, а экспериментатор и студент по договоренности наведывались в здание библиотеки в разное время «как бы по другим вопросам» для сбора фактов и анализа полученных результатов исследования.

Выдвинутая гипотеза считается экспериментальной, так как она служит для подтверждения или опровержения данного эксперимента. Чтобы убедится в конце исследования, какая же это все-таки гипотеза – подтвержденная или опровергаемая, — вводится независимая переменная и выясняется, что происходит с зависимой переменной.

К независимой переменной можно отнести:

1) предложение  студентом о помощи в отношении сотрудницы библиотеки;
2) характеристика задания, то есть нахождение ответов на вопросы;
3) работа в отсутствие экспериментатора;
4) представленное  сотрудницей библиотеки денежное вознаграждение за свою работу.

Также сюда можно отнести те независимые переменные, которые непосредственно не входят в структуру эксперимента. Это может быть температура в помещении и обстановка в определенное время, когда экспериментатор показывается для  обработки  полученных данных, также наличие внешнего наблюдателя (например, любой человек), это так называемые внешние условия.

К зависимой переменной можно отнести:

1) время, затраченной на поиск необходимой литературы;
2) темп, скорость  действий (может оценить либо сам студент, «невольно» оказавшийся в библиотеке, либо экспериментатор);
3) особенности испытуемой – добросовестные или корыстные мотивы;
4) хорошо подобранный материал – соответствующий списку экзаменационных вопросов, конкретный и доступный.

Критерии зависимой переменной могут изменяться под воздействием независимой переменной. Например, время, затраченное на поиск литературы (зависимая переменная),  нагоняет мысли о представленной возможности дополнительного заработка (независимая переменная), причем в отсутствии экспериментатора (независимая переменная).

В ходе проведенного исследования раскрыта основная задача – личная заинтересованность экспериментатора в добросовестности испытуемой, ее готовность прийти на помощь студенту.
Как показали наблюдения студента с одной стороны и экспериментатора – с другой, первой испытуемой руководил корыстный мотив получения вознаграждения. Свою работу она выполнила честно, нашла всю необходимую литературу, перебрала множество источников, чтобы доступно и организованно предоставить студенту ответы на экзаменационные вопросы. Конечно, студент оценил качество проделанной работы в довольно сжатые сроки, тем более, что вопросов было очень много. О денежном вознаграждении сотрудница библиотеки заговорила сама, не дожидаясь, когда студент сам это предложит ей, — она просто написала на бумаге сумму за свою проделанную работу. Сразу следует отметить, что сумма оказалась небольшая…

В ходе проведенного эксперимента выдвинутая в начале гипотеза не подтвердилась. Все-таки сотрудницей библиотеки руководил личностный корыстный мотив, чем истинное желание помочь студенту.  Научная гипотеза соответствует принципу фальсифицируемости, так как в ходе данного эксперимента она опровергалась. Принцип фальсифицируемости абсолютен, потому что опровержение теории всегда окончательно. Выдвинутая гипотеза после опровержения превратилась в факты, закономерности, законы.

Добавить комментарий