ДОЖДЬ: ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ? 11

ДОЖДЬ: ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ?

«Природа изо дня в день рисует нам картины безграничной красоты», – говорил Джон Раскин, английский писатель, литературный критик и поэт. Его слова не требуют каких-то объяснений, ибо подтверждение им мы видим практически каждую минуту. Рассвет, медленно появляющийся из-за горизонта. Солнце, сияющее в лазурном небе меж кудрявых облаков. Растения, умывающиеся капельками росы. Каждый день природа делится с нами своими сокровенными видами, тайны которых разобрать может не каждый.

Стихотворение «Дождь» написано Николаем Заболоцким в 1953 году, когда ему было 50 лет. На тот момент он был известным русским поэтом, переводчиком и автором стихотворного перевода «Слово о полку Игореве». Свой литературный талант он начал развивать еще со школьной скамьи. Делал рукописный журнал, в котором впоследствии и размещал свои литературные творения. Когда Заболоцкий служил в армии, он входил в состав редакции военной стенгазеты. Именно в это время писатель начал оттачивать свой авторский стиль письма. Поэт издал три сборника: «Столбцы», «Вторая книга» и «Стихотворения», которые в конечном итоге соединились воедино.

Давайте же прочитаем стихотворение «Дождь» и попытаемся понять, какую мысль автор хотел нам донести.

Судя по названию, кажется, что речь пойдет о чем-то грустном, меланхоличном. Но мои мрачные ожидания рушатся на глазах. Обыкновенный образ дождя автор смог передать очень живо и даже весело. Известно, что дождь зачастую описывают как явление тоскливое и серое. Но здесь всё совершенно иначе. Он, являясь главным героем стихотворения, переживает все чувства живого существа: сначала страх, потом волнение, затем кипение, и, наконец, триумф. Я искренне поражена таким неожиданным поворотом.

Темой стихотворения становится пробуждение утренней дубравы ото сна дождем. Я думаю, автор хотел показать читателю дождливый рассвет со стороны более оптимистичной, основываясь на динамике силы дождя (Поначалу несмелый, «почти не материален», а после «веселый и могучий»).

Каждое четверостишие наполнено своей особой атмосферой и собственным действием. В первом дождь только собирает свои силы. Он еще не сформировался, был «в формы жизни не одет». Во втором мы замечаем резкий контраст: лирический герой окреп, возмужал, «ударил в струны и запел». В третьем описана «реакция» дубравы на дождь. Она засияла, встрепенулась, заискрилась хрустальными слезами, а листья берез зашумели от звонких ударов капель. В четвертой строфе мы наблюдаем рост могучей силы дождя: он заполоняет все небо хмурой краской, а сверкающие нити все крепче связывают небосвод с землей. В заключительном пятом катрене раскрывается неоценимая значимость дождя в круговороте жизни: он наполняет своей кристальной водой землю, заставляя ее трепетать.

Стихотворения – это особая концентрация человеческой души и вдохновения. Каждое слово обязательно несет свой неповторимый смысл, умело спрятанный среди образов и звуков. Это загадка, оставленная нам в наследие от великих поэтов. Возможно, поэтому я с таким интересом вчитываюсь в каждое слово, стараясь понять, что же автор чувствовал на тот момент. Ибо, по сути, перед нами есть ничто иное, как сердце того, кто писал то или иное литературное произведение.

Добавить комментарий