Человек Востока и человек Запада – какой он? О подруге-мусульманке, обоях и феномене истории 12

Человек Востока и человек Запада – какой он? О подруге-мусульманке, обоях и феномене истории

На протяжении веков в сознании общества существовало разделение стран на восточные и западные, но мы не можем говорить о существовании конкретной границы. Так, в европейском обществе долгое время Восток отождествлялся именно со странами Ближнего Востока, но с течением времени к этому региону начали относить и Китай, Японию, Индию, Корею. Поэтому основным принципом для условного разделения мира уже долгое время выступает религия. Принято считать, что основой для развития западной цивилизации стало христианство, а на формирование восточного общества оказал значительное влияние ряд религий, среди которых следует отметить буддизм, конфуцианство, даосизм и ислам. Именно с этим связывают ряд различий в жизни общества.

Человек Востока и человек Запада – какой он? О подруге-мусульманке, обоях и феномене истории 13

Однако Восток не является однородным, что, возможно, не позволяет объединить ряд культурных регионов в один. Например, если сравнить страны Ближнего Востока и Китай, то можно найти не меньше различий в искусстве, литературе, философии, политике и экономике, чем при сравнении с европейскими странами. В результате разделение стран на восточные и западные является искусственным, созданным человечеством. Даже американский литературный критик Саид в книге «Ориентализм» говорит, что восток (orient) – это выдумка европейцев, которая отнюдь не соотносится с действительностью. А все предварительное изучение стран Азии и Африки имела стереотипный характер и ставила перед собой цель обосновать империалистическую политику Европы.

“Восток” ассоциируется у многих именно со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, в первую очередь с Китаем, Кореей, Японией и Таиландом. Это связано с распространением среди молодежи культуры этих стран посредством кино и музыки. Это явление получило название “Корейская волна”, т. к. в настоящее время Южная Корея является производителем огромного количества мелодраматических сериалов, которые в русскоязычной традиции называют “дорамы”, однако не отстает от неё и Таиланд со своими “лакорнами”. Благодаря этим сериалам происходит близкое знакомство зрителей с повседневной и традиционной культурой восточных народов. Тысячи поклонников по всему миру покупают вещи с Корейской, Японской, Китайской символикой; европейцы начинают готовить рамен, а девушки разных стран перенимают корейский уход за кожей лица, корейский макияж, манеру одеваться и гоняются за корейской косметикой.

Человек Востока и человек Запада – какой он? О подруге-мусульманке, обоях и феномене истории 14
Традиционное японское блюдо «рамен»

Такую популярность дорам по всему миру многие объясняют их приближенностью к жизни: там не просто поднимаются современные социальные конфликты, но показывают разнообразный семейный быт, рабочие будни, праздники современных людей. Для нашей темы показательным здесь является то, что люди всего мира (в том числе европейцы и американцы) понимают мотивы поступков героев корейских/китайских/тайских и т. д. сериалов. И не подтверждает ли это то, что в современном мире нет человека Запада, как и нет человека Востока, а есть француз, итальянец, китаец, кореец, белорус – есть представители наций, которые всегда будут иметь культурные различия и сходства, но в первую очередь оставаться людьми.

Почему же этот раздел и различные стериотипы до сих пор существуют? Почему мы и сегодня можем наблюдать враждебность в отношении к “человеку Востока”и резкое противопоставление “нас Запада” “им Востоку”? Возможно, ответ кроется в страхе. Многие люди как в Азии, так и в Европе боятся потерять свою национальную культуру, и потому, пытаяся сохранить ее в привычном для них виде, выступают против синтеза культур и складывания единой общемировой культуры. Культуры развиваются благодаря диалогам. Взаимодействуя, каждая берет для себя лучшие достижения другой, но, накладывая их уже на существующий веками базис, изменяет их и приспосабливает (именно заимствованные новшества) к привычным реалиям и тем самым расширяет свои границы, выходит на новый уровень.

Еще в период рококо европейская культура испытала огромное влияние Китая. Взять хотя бы одну китайскую новинку, которая играет ведущую роль даже в современном оформлении интерьера, — бумажные обои для оклейки стен. Увлечение китайским фарфором способствовало созданию фабрик по его изготовлению уже в самой Европе. В свою же очередь, техника росписи по эмали была заимствована китайцами из Франции, и в XVII – XVIII вв. она оказалась одним из «мостиков», связывающих европейское и китайское национальное искусство. Если задуматься, то заметишь, что у истоков импрессионизма стояла в какой-то степени японская гравюра, а стиль Ар-нуво начался с увлечения французских живописцев японской цветной гравюрой на дереве. Теперь обратимся к самому известному произведению японского изобразительного искусства в Западном мире – «Большая волна в Канагаве». И, как ни парадоксально, эта самая «японская» гравюра создана под большим влиянием западного искусства. В этом контексте вспоминаются также небезызвестные слуцкие пояса, которые сегодня являются национальной ценностью белорусов, а ведь в свое время образцами для них служили пояса Османской империи.

Человек Востока и человек Запада – какой он? О подруге-мусульманке, обоях и феномене истории 15
«Большая волна в Канагаве» — гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая

Так, если погрузиться в историю искусства, увидим, что культуры Запада и Востока за столетия своих контактов не только не уничтожили друг друга, а наоборот способствовали обоюдному развитию. Поэтому иностранное влияние не приведет к упадку, а наоборот обогатит местную культуру и даст ей стимул развиваться и совершенствоваться. Многие же люди не понимают этого и подсознательно формируют у себя негативный образ иностранца из другой части света, ограждая тем самым свою культуру от внешнего влияния.

Стоит задуматься о том, что, возможно, нет существенной разницы между людьми всех частей света, потому что все мы — люди со своими хорошими и не очень качествами. И порой “человек Востока” поймет человека “Запада” лучше, чем кто-либо из его соотечественников, потому что всё дело в личных характерах, а не вероисповедании или национальности.

Моя первая лучшая подруга – мусульманка, родилась в Сирии и воспитывалась в традициях этой страны. Хоть ее мама и белоруска, себя же она называла арабкой, но несмотря на ее самоиндентификацию и приверженность мусульманским традициям, для многих в Сирии она оставалась чужой и “русской”. Когда же ее семья была вынуждена эмигрировать в Беларусь, здесь ее приняли очень спокойно и даже тепло. И хотя для меня она всегда остается арабкой-мусульманкой, а я для нее белоруской-христианкой, это никогда не мешало нам быть родственными душами и понимать друг друга с полуслова, а окружающим говорить, что мы похожи в своих взглядах и суждениях. И не последнюю роль в этом играет открытость и непредвзятость по отношению к представителям различных регионов мира. После того как моя подруга переехала в Германию, она близко общается с китаянкой, у которой отец немец. Из этого можно сделать вывод, что всё зависит от семьи и воспитания.

Отношения ее с немцами осложняет тот факт, что в современном мире очень ярко проявляется проблема взаимоотношений между европейским и арабским миром. Сейчас наблюдается значительное увеличение количества арабского населения в городах Западной Европы. Иностранцы претендуют на денежную поддержку от государства, жилье и другие необходимые для обеспечения жизнедеятельности ресурсы. Ко всему они принесли с собой свою культуру, что грозит изменением европейской культуры, и вызывает у европейцев страх, а тот в свою очередь – ненависть.

Но почему такое количество арабского населения уехало со своей Родины, бросило свое жилище, свою работу и отправилось в далекую Европу? Вряд ли для того, чтобы всему миру доказать свою мощь и уничтожить христианские страны. Ведь, известно, что в последнее время безостановочно ведутся военные действия на Ближнем Востоке в результате которых гибнет много мирного населения. Поэтому, разве можно упрекать человека за простые и понятные каждому желания: жить, учиться, работать и воспитывать своих детей?

Тем более, что на протяжение пятисот лет Европа беспощадно эксплуатировала страны Азии и во многом за счет этого добилась своего теперешнего уровня развития, поэтому, возможно, европейцам приходится расплачиваться за эти неприглядные страницы своей истории.

Однако и эмигрантам не следует забывать, где они теперь находятся, т. к. «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», и соблюдать законы и порядки принявшей их страны, не провоцировать на конфликт и так напуганных местных жителей. Приехавшие и получившие себе новую Родину должны заботиться теперь о ней и трудиться на ее благо.

История всегда оперирует понятиями: “массы”, “общества”, “народы” –либо искусственно создает усредненный образ человека эпохи, представителя социальной группы – “героя времени”, но не рассматривает отдельные личности, потому что это просто невозможно из-за масштабности нашего мира. И, может, разделение людей на восточных и западных и было актуально для эпох замкнутых или почти замкнутых цивилизаций и патриархальных традиционных обществ. Но, возможно, стоит задуматься о том, что в современном мире, где процессы глобализации и урбанизации стирают и размывают всякие границы, это больше не правомерно.

Добавить комментарий