Бесплатная «столовка» (FreeMarketing в Беларуси) 11

Бесплатная «столовка» (FreeMarketing в Беларуси)

Вечер понедельника, снова откладываешь все дедлайны и идешь подышать свежим воздухом, случайно натыкаешься на объявление о бесплатной ярмарки — и через двадцать минут ты уже там.

Арт-пространство «Столовка» … Оригинальное название, но, когда заходишь, понимаешь, что не так уж и оригинально, по внутреннему дизайну видно, что помещение долгое время использовалось как столовая. Знаете, в которых наши родители еще свадьбы и юбилеи отмечали?

Высокие потолки, максимум свободного места и маленькие столики, хаотично расставленные по залу, с табличками «мужские/женские/детские вещи», а еще «всякая всячина» и «книги».

Поначалу думалось, что мы будем одними из немногих, кто сюда пришел, но в скором времени люди стали подтягиваться, а уже через час вещей на столиках становилось все больше и ходить с фотоаппаратом и искать выгодные ракурсы так, чтобы никому не мешать, было все тяжелее.

Бесплатная «столовка» (FreeMarketing в Беларуси) 12

Идею «бесплатной ярмарки» придумала группа минских студентов еще в 2012 году, с целью распространить в Беларуси движение под названием FreeMarket. Фри-маркеты большой популярностью пользуются в Америке с 2003 года, у нас они также привлекли не одну тысячу человек. Вы приносите ненужные вам вещи на ярмарку и забираете то, что вам понравилось. На этой платформе вещь имеет не стоимость, а ценность, которая для каждого является абсолютно различной: кому-то эта вещь не нужна, за тем он и оставляет ее на ярмарке, а другой человек как раз ее и искал. «Мы не хотим, чтобы человек брал вещь без надобности, просто чтобы была, мы хотим помочь людям найти вещи, в которых они нуждались, но им за них платить не придется» — говорит Нина, одна из организаторов ярмарки.

Бесплатная «столовка» (FreeMarketing в Беларуси) 13

Идею белорусского фри-маркета можно условно разбить на 3 составляющих: экономическую, экологическую и социальную.

С экономической точки зрения организаторы выступают против капиталистической системы и критикуют существующий подход к потреблению. Также они обращают внимание, что производство наносит вред окружающей среде, поэтому важно не только его уменьшать, но и стремиться к повторному использованию вещей. «Бесплатная ярмарка» стремится создать сообщество, основанное на совместном пользовании ресурсами, в котором все заботятся друг о друге и улучшают жизни членов

сообщества. То есть люди должны не только перестать покупать ненужные вещи, но и становиться чуть ближе друг к другу, разделяя похожие взгляды на жизнь.

Бесплатная «столовка» (FreeMarketing в Беларуси) 14

На первый взгляд, всё это звучит довольно нереалистично: попробуй достучись до миллионов людей и убеди их отказаться от материальных благ. Однако это возможно. Люди, приходя на эту ярмарку, вдохновляются и рассказывают о ней другим, передавая основную цель проекта. Так, по цепочке, к все большему количеству людей приходит осознание того, что стоит прекратить превращать нашу жизнь в слепое коллекционирование того, без чего вполне спокойно можно обойтись.

Ярмарка проходит раз в 4-5 месяцев и длится сутки, мне довелось побывать на ее мини-версии. Внеплановое проведение фри-маркета, которое продолжалось около трех часов, было приурочено к новогодним праздникам, но все равно привлекло много народу.

Бесплатная «столовка» (FreeMarketing в Беларуси) 15

— Как проходил первый фри-маркет в Беларуси и с чего все начиналось?

-Ничего необычного. Договорились о помещении, кстати говоря, оно было очень маленькое, потому что мы не рассчитывали на большое количество людей. После написали об этом проекте пост и максимально пропиарили в социальных сетях. Главное, что все в нашей команде были заинтересованы, поэтому организация труда не составила. Но было одно условие – мы не должны были тратить из личных средств ни копейки. Нашли бесплатную платформу, волонтеров, партнеров по печати брошюр, листовок и стикеров. И результат превзошел все наши ожидания – помещение было рассчитано на 100 человек, а в течение дня пришло около четырёх тысяч! Серьезно, мы считали. Ситуация доходила до того, что мы стояли на входе и как КПП: три вышло, три зашло. Теперь учимся на ошибках и предложения с маленькими залами не рассматриваем. Нам ведь нужно и детский уголок разместить, и место для лекций, и оставить место для вещей, которые приносят люди.

К слову, о плюшках (бонусах) бесплатной ярмарки. Организаторы стараются обеспечить максимально комфортные условия для каждого, поэтому устраивают на ее территории детский уголок с воспитателями-волонтерами, и на афишах всегда можно найти галочку напротив пункта «с детьми разрешено». Также приглашают спикеров и проводят образовательные лекции, на которых рассказывают об экологии, экономике, социальной сфере, обо всем, что настроит человека на бережное отношение к окружающему его миру. Это поможет осознать людям, которые приходят на ярмарку, зачем они приносят и берут вещи.

Старт фри-маркетинга в Беларуси по праву можно считать успешным, к слову, и сейчас он держит марку. Не только в Минске, но и в Гомеле, Барановичах, Слуцке, Солигорске, Новополоцке и Бресте проводятся подобные ярмарки.

«Мы верим в то, что люди задумаются о ежедневных привычках и их причинах, переосмыслят навязанную культуру потребления ненужных и излишних вещей, начнут с себя и поменяют свой привычный образ жизни».

А мне, как начинающему журналисту, подарили инструкцию по организации бесплатных ярмарок и предложили устроить подобное на уровне журфака. Кто знает, может, когда-нибудь, фри-маркетинг будет актуален и на образовательном уровне. Всегда придётся кстати обмен конспектами, шпаргалками и рецензиями.

Добавить комментарий