50 лет повести «Сотников»

Василь Быков – один из самых значительных писателей второй половины двадцатого века. Главная его тема – человек и война. Война, в которой он видит не только страшное бедствие, но и проверку личности, характера, всех жизненных вех. «Я не лидер и не «совесть нации», я простой, измотанный жизнью белорус, который хочет одного – остаться честным», – говорит Быков в автобиографической повести «Долгая дорога домой».

Таким он и был – честным, глубоким, талантливым человеком, пережившим ужасы войны. Девятнадцатилетний офицер-артиллерист отправился на фронт в ноябре 43-го, воевал на Украине, прошёл с боями пол-Европы, дважды был ранен и окончательно демобилизовался только спустя десятилетие после Победы. Ещё через несколько лет была опубликована его первая повесть.

А ведь творчество талантливого парня начиналось совсем иначе: он много рисовал, учился до войны в Витебском художественном училище. И эту страсть к живописи пронес через годы. Картины и наброски писателя можно увидеть, посетив Музей-дачу Василя Быкова под Минском. Бывать здесь он очень любил: в кабинете работал, в мансарде рисовал, а в саду вместе с женой растил розы.

Быков любил работать в тишине. Для него, артиллериста, тишина была благословением. И всё же не возвращаться в былое, не оборачиваться туда, где взрывалась и грохотала смерть, он не мог. Мощной потребностью, делом жизни стало стремление сказать правду о войне. Герои Быкова неизменно оказываются в обстоятельствах, накалённых до предела: им предстоит духовный, нравственный выбор в тяжелейших обстоятельствах, по велению совести, на свой страх и риск.

Выбор – вообще одна из главных быковских тем. В повести «Сотников» – на весах жизнь и смерть: писатель рассказывает глубокую и простую историю двух партизан. Замысел подсказала встреча с бывшим однополчанином, которого считали погибшим, а он оказался у власовцев. Как признавался сам писатель, эта вещь далась ему тяжелее всех: «Сотников» стоил мне не столько моральных, сколько физических усилий. Там есть вещи, после которых я почти терял сознание».

Погружаясь в быковский текст, каждый читатель снова и снова отвечает на вопрос: как бы поступил я сам, окажись в тисках плена? Смог бы остаться человеком в самой бесчеловечной ситуации? Однофамилец Василя Владимировича писатель Дмитрий Быков уверен, что этот образ – Сотников, который выдержал, не предал, – гораздо сложнее, чем тогда, в конце 60-х, привычно было говорить о людях войны. Основное – «будничность героя, его подчеркнутая негероичность, то, что всякий может быть таким… Сотников — не мученик, Сотников — один из многих, и именно массовость этого образа» оказалась Василю Быкову так дорога. 

В 1977 году на экраны страны вышла кинолента «Восхождение» режиссера Ларисы ШепИтько, снятая по мотивам повести. Стоит отметить, что до сих пор Василь Быков остаётся самым экранизируемым белорусским автором – 27 фильмов! Сам писатель очень высоко ценил работу Шепитько, считая, что подчёркнут здесь именно философский смысл «Сотникова». Кинопритча резко сталкивает «высокое духовное начало человека с понятным стремлением сохранить тело как вместилище духа». «Восхождение» стало первым советским фильмом, получившим «Золотого медведя» – высшую награду Международного кинофестиваля в Западном Берлине.

 Фрагмент фильма

«Жизнь – вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего… А смерть, что ж – смерти не избежать. Важно только… дать человеку возможность разумно и с толком использовать и без того не так уж продолжительный свой срок на земле», — вот об этом мечтал Сотников, не пожалевший собственной жизни и навсегда оставшийся в вечности благодаря Василию Быкову. Писателю, который любил жизнь, знал, что такое смерть – и как труден на земле человеческий выбор.

Добавить комментарий