«Троица» VS «Едоки картофеля»
История искусства Древней Руси начинается в X веке с принятия
христианства, заимствования византийских культурных наработок и
смешения их с языческими обычаями и художественными традициями славян.
Андрей Рублев жил на Руси в XV веке. В рамках средневековой иконографии
Рублев создал одно из наиболее популярных и значимых древнерусских
произведений — икону «Троица». На изображении мы видим трёх ангелов,
которые, согласно библейскому мифу, посетили старца Авраама, чтобы
рассказать ему о будущем рождении сына. Согласно христианской догматике,
ангелы-путешественники ― три ипостаси единого божества: бог-дух, бог-отец
и бог-сын. Каждый элемент в произведении несёт в себе зашифрованный
смысл.
* * *
Необыкновенный художник и человек Винсент Ван Гог (1853 — 1950) был
выходцем из Нидерландов и прожил там большую часть жизни. Только
последние десять лет он посвятил живописи, уникальный стиль произведений
Винсента Ван Гога был создан под воздействием импрессионизма. Однако
какова была живопись художника до переезда во Францию и знакомства с
новыми для того времени тенденциями? Ван Гог всю жизнь был религиозен,
искренне сопереживал беднякам и из-за всех сил старался помочь им,
проповедуя Евангелие. Вершиной его творчества в до французский период
стала картина «Едоки картофеля», изображающая трапезу крестьянской семьи
в темной хижине, при свете керосином лампы.
* * *
«Искусство – это диалог времен, поколений, творений. Казалось бы, такие
произведения, как «Троица» Андрея Рублева и «Едоки картофеля» Ван Гога,
далеки друг от друга по времени создания, эстетическим традициям,
ментальным характеристикам, особенностям мировосприятия,
художественному письму. И все-таки у этих великих творений есть точки
соприкосновения».
Картины сходны композицией: ангелы Рублева сидят за столом, на котором
стоит чаша, и крестьяне Ван Гога сидят за обеденным столом в своем жилище;
и на той и на другой картине изображён безмолвный диалог героев: ангелы не
нуждаются в словах благодаря своей сакральной силе, а «Едоки картофеля» —
это сплочённая семья, ещё более объединенная совместным трудом и
отдыхом. Герои обеих картин композиционно образуют круг: ангелыпутешественники «Троицы» обращают взгляды друг на друга, указывают на
чашу, будто бы передавая эстафету; обедающие крестьяне со второй картины
также направляют свое внимание друг на друга, создавая иллюзию замкнутой
цепи: женщина разливает по чашкам напиток, указывая на сидящую к нам
спиной девушку, которая, в свое время, обращается к следующему герою,
который предлагает девушке картофель, женщина, сидящая подле него, также
предлагает угоститься, ну а последний персонаж замыкает круг, обращаясь к
наполняющей чашки женщине справа. Таким образом получается, что ни в
той, ни в другой работе мы не находим динамизма и экспрессии, однако
наблюдаем диалог жестов, который рассказывает очень многое.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что не смотря на глобальные
различия в мировосприятии художников, культурной среде, идее
произведения и времени, в которое оно было создано, эти две работы имеют
много общего в построении композиции и средствах эмоционально
выражения задумки авторов.