«Так что я, как и вы, тоже пишу, только другие тексты». Алексей Забайлович о журфаке и не только 11

«Так что я, как и вы, тоже пишу, только другие тексты». Алексей Забайлович о журфаке и не только

Традиционно, когда мы начинаем интервью с преподавателем, первым делом интересуемся, как проходило ваше детство. Чем оно отличалось от нашего?

Прекрасное было детство, всем могу пожелать такого же. Никаких компьютеров, гаджетов и другой ерунды. С улицы детей не загнать домой. Мороженое по 20 копеек, газировка – 3. Не жизнь, а сказка. Пока до «талонов» не дожили, всё было хорошо.

А в школе как дела обстояли? К чему душа лежала, а что готовы забыть как страшный сон?

Удалось поучиться в 3 школах. Менял, не потому что выгоняли. Я вообще не люблю перемены глобальные. Очень трудно было из первой школы уходить, когда столько друзей покидаешь. Недавно там был. Оказывается, уже нет там школы. Здание ещё стоит, а школу уже закрыли. Сейчас школа №59 совсем в другом районе Минска. Знатная была школа, с бомбоубежищем… на всякий случай.

Но как-то ко всему привыкаешь. И к новому месту и новым людям. Так что пришлось адаптироваться. А 10 и 11й классы учился в Лицее БГУ. Там учиться было труднее, чем в обычной школе. Не по профильным предметам, а по общеобразовательным, но поступить после Лицея, конечно, проще, чем после просто школы. Всё-таки, уровень профильных предметов помогает. Например, на 1м курсе в ВУЗе мы проходили то, что уже нам дали в Лицее.

Были, конечно, любимые предметы и нелюбимые тоже были. Сейчас на это смотришь по-другому. Хочется подтянуть ту же физику, химию, астрономию (в школе вообще не было) и биологию. В школе как-то не зацепило, как преподавали предметы. Очень часто от учителя зависит, будешь ли ты развиваться в этом направлении или нет. Это сейчас не камень в огород моих педагогов. Просто на учителей математики мне всегда везло. Это мой любимый предмет.

А после школы куда решили поступать? Не на журфак?

Никогда не любил сочинения и изложения (смеётся). Языки и литературу люблю, и в школе проблем не было с этими предметами, но что-то сочинять или излагать, аж в дрожь бросает от таких воспоминаний. Да и куда после математического класса идти. Выбрал ФПМИ БГУ. Тогда ещё даже не знали, что такое IT и с чем это едят. А о зарплатах сегодняшних айтишников даже и не мечтали. Хороший математический аппарат (хотя тоже есть вопросы о форме подачи: много теории даётся без практического применения, не совсем понятно, как это работает в жизни). Но считать и немного «писать» (только не тексты, а программы) научили. Так что я, как и вы тоже пишу, только другие «тексты».

Почему решили преподавать на факультете журналистики?

У меня даже и мысли никогда не было, что буду преподавать. Уж точно в детстве у меня такой мечты не было стать учителем (хотя в моём детстве учитель, а тем более в университете это было очень престижная профессия).

А почему решил? Так обстоятельства сложились. А сейчас, когда втянулся, очень трудно без занятий летом, скучно (смеётся). Если бы ещё студенты наши не ленились, мы бы горы свернули (шутка).

У Вас есть хобби после работы? 

Древнегреческий эпос не читаю взахлёб, как наши студенты. Больше люблю фантастику. Книги по дизайну, программированию. Мне это ближе. Смотрю турниры по шахматам и играю (не на деньги).

Отличаются ли нынешние студенты от студентов 2000-х?

Трудно провести аналогию. Очень многое с тех пор изменилось. В жизни не бывает всё хорошо или всё плохо. Так и здесь. В наше время мы даже и не помышляли, что можно спорить с преподавателем. Мнение учителя принималось, как истина в последней инстанции. Сейчас же это сплошь и рядом. И ладно бы это было по делу. Я бы такое общение квалифицировал как «мягкий наезд». Смотришь иногда и диву даёшься.

Я полагаю, что самая серьёзная проблема в том, что у студентов на первом месте стоят оценки и диплом, а знания отходят на второй план. Это проблема не только нынешних студентов, это было и у нас и будет дальше. Пока непонятно, чем можно заменить систему оценок. Только после того, как закончишь ВУЗ и немного поработаешь, начинаешь понимать, что тебе хочется знать и начинаешь учиться. Сам, без посторонней помощи.

И ещё одна очень большая проблема, которую стоит затронуть, это современные гаджеты. Они обманывают сознание людей. Человек считает, что он всё знает, потому что он может быстро найти знания в телефоне. Соответственно, зачем готовиться к экзамену, зубрить что-то, тратить дни-недели-месяцы на большой объём информации. Зачем, если всё это есть в интернете. Происходит подмена понятий. Мозг необходимо тренировать, необходимо выстраивать логические цепочки и приходить к определенным выводам. Потому что если вы этого не сделаете. За вас это сделает кто-то другой.

Как проходят пары с иностранными студентами?

Пока трудно. Приходится искать формы общения, а на это уходит много времени. По-русски они говорят слабо. У них первостепенная задача сейчас изучить язык. Тут нужна помощь наших студентов.

Добавить комментарий