Портрет международного журналиста – составляем с Игорем Туром
До мая первому курсу дали задание: написать курсовой проект. Работа командная, по четыре человека на одну тему. Моей досталась весьма абстрактная – «Профессиональный имидж журналиста-международника», поэтому мы решили окунуться в нее поглубже и задали несколько вопросов политическому обозревателю ОНТ Игорю Туру.
– Что для вас важно в работе журналиста?
– Самое главное это работать над темами, которые непосредственно тебе интересны. Если ты не любишь спорт, а пишешь о нем, конечно, можешь долго составлять материал, но рано или поздно воля начнет заканчиваться и станет скучно. Необходимо найти подходящую нишу. От этого напрямую зависит качество труда.
– Что больше всего, по вашему мнению, влияет на имидж журналиста?
– Есть такая фраза хорошая: «Я отвечаю за то, что сказал, а не за то, как меня поняли». Это касается и имиджа. К сожалению, на него влияет всё, начиная от стиля одежды и заканчивая глупостью слушающего или смотрящего. Я могу говорить одно, а человек подумает о чём-то другом. Ему хоть кол на голове теши – будет бесполезно доказывать то, что было сказано на самом деле.
– Что должно составлять образ каждого сотрудника СМИ?
– Аудитория сейчас хочет знать про того, кто ей о чём-то вещает вот в YouTube или в телевизоре. Условно говоря, стоит какая-то женщина и рассказывает, как нужно воспитывать детей. Зрителю интересно: есть ли у нее самой ребенок, сколько. Одно дело, если она многодетная мать, тогда имеется резон помыслить. Но когда детей нет, понятно, что жизненного опыта гораздо меньше. И вот подобные моменты смотрящему обязательно проговаривает тот человек, который находится на экране. Обычных имени и фамилии журналиста в издании недостаточно, поскольку всем все равно. Зрителю надо показывать, что за человек скрывается под личностью, которая для него работает.
– Всегда стоит следовать определенному образу, который уже закрепился?
– Не образу, а логике и здравому смыслу. Если последнее подсказывает, что от образа нужно отойти, то отходи. Строго придерживаться его – риск попасть в заложники от этого же стиля. Яркий пример – господин Азаренок, который, вероятно, хотел выйти рассказать о добром, светлом и чистом, однако аудитория уже ждет, что он будет мочить. Попытки создать другой контент будут восприниматься негативно, а то и с опаской. Первичен всегда здравый смысл. Если это разумно – делай, если глупо – не надо.
– Бывали у вас случаи, когда стоило бы отойти от определенного образа?
– Бывали, я в году 2021 решил, что ситуация в стране поменялась сильно, и мочить врагов уже не так актуально, как раньше, и подгонял свой образ с резкого, агрессивно-наступательного к эмоционально-рассудительному. Правильно это или неправильно, пусть оценивают люди, но мне комфортнее. Я так не вру себе. Когда пытаюсь заметить, как изменилась окружающая действительность, соответственно понимаю, что нужно меняться самому.
– Как повысить оригинальность своего имиджа?
– Многие люди, по разным причинам, объективным и субъективным, не слишком умны. Открывают tik tok, смотрят, как некто снимает там ерунду вроде сесть голым на шарик и посмотреть, что будет, и им нравится. Оригинальный этот образ? Оригинальный. Раньше, наверно, до такого человека голым на шарик никто не садился. Прям сверхоригинально. Является ли это правильным? Не знаю. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, следует понять, ваша цель какая? Набрать больше просмотров и хайпа – садитесь голым на шарик, и вы индивидуальность имиджа повысите.
– Каким вы видите настоящего журналиста-международника?
– Человек, который потребляет бесконечное количество контента. Даже если журналист работает в одной немасштабной стране, как Беларусь, то прочитать всё и быть в курсе всего нереально, а мы говорим о событиях в мире. Журналист-международник – это человек, сидящий у компьютера или в телефоне, постоянно читающий. В жизни его мало веселого, потому что для обработки данных нужно собрать слишком много информации.
– Какие функции дипломата схожи с функциями журналиста-международника?
– Сейчас работа дипломатов и журналистов изменилась? Раньше в дипломатии существовали какие-нибудь правила, теперь их нет. Говорить о сходстве и несходстве не представляется возможным. Дипломатия и журналистика на данный момент импровизация сплошная.
– Опишите имидж журналиста-международника в современных обстоятельствах?
– Журналист-международник – это человек, который повествует о происходящем. Здесь невозможен анализ, поскольку ни один международный журналист не способен предположить, что будет дальше. Одни говорят одно, а другие – другое, потом первые делают третье, вторые – пятое и так далее. Если прежде имелась система международных правил и обязательств, то в настоящее время она отсутствует, поэтому международник не журналист-аналитик.
– Какими приемами должен уметь пользоваться журналист-международник во время переговоров с представителями иностранных СМИ?
– Смотрите, я работаю в Беларуси в международной теме, тогда российские и британские журналисты – иностранные СМИ. Очевидно, что методология общения с ними будет заметно отличаться. Российским позвонить – те выполнят, а британцы повесят трубку. Поэтому всё, что умеете, – всё делаете.
Быть международным журналистом не так просто, как кажется на первый взгляд. Постоянно потреблять колоссальное количество контента, информировать первым о злободневных мировых событиях, а порою и импровизировать. Не обойтись и без логики и здравого смысла. Именно всё это и создает многогранный, нерегулярный, индивидуальный портрет настоящего профессионала.
Авторы: Донцова Ангелина совместно с Парфенович Калиной