Эмоциональное самочувствие ребенка в семье
Конечно, перед начало интервью положено провести собеседование (брифинг) с респондентом — рассказать о цели интервью, использовании диктофона, спросить у собеседника, не хочет ли он задать какие-либо вопросы перед началом интервью.
В нашем случае с Андреем я не стала этого делать, чтобы лишний раз не вызывать беспокойство и внутреннее напряжение со стороны ребенка.
Я распланировала время проведения интервью на 11.00, когда дети обычно играют на прогулке. Отозвала мальчика в сторону и сказала ему, что мне хотелось бы с ним побеседовать чуть-чуть, а потом он сможет одеться и пойти к ребятам на улицу. Андрей слегка покраснел и, поразмыслив, согласился.
Таким образом, осознанное согласие было получено. А это, согласитесь, является неотъемлемой частью спланированного интервью любого журналиста.
Дети с воспитателем ушли на прогулку. В группе остались мы с Андреем. Мальчик сразу взволнованно спросил: «О чем вы хотите со мной побеседовать?» Я, долго не затягивая цель своего интервью, ответила ему, как взрослому человеку:
«Андрюша, ты, конечно, меня уже видел в вашей группе. Признаюсь честно, я за тобой немного наблюдала и у меня к тебе возникли вопросы. Постарайся ответить на них честно». Мальчик кивнул.
Я: «Итак, начнем. Что по-твоему является самым важным в отношениях с родителями?»
Он: «Доброта. А еще забота, любовь» (почесал затылок).
Я: «Почему ты так считаешь? Тебе не хватает всего этого в семье?»
Он: «Хватает, мои родителя меня любят и заботятся обо мне. Они покупают мне игрушки».
Я: «Ты чувствуешь, что мама и папа тебя очень любят?»
Он: «Иногда».
Я: «Иногда чувствуешь? То есть ты больше считаешь, что родители тебя не любят?»
Он: «Любят, но… «
Андрей покраснел и замолчал. Я тоже молчала.
Потом мальчик добавил: «Они могут кричать, ссориться, потом сразу мириться. Могут меня наказать».
Я: «Как часто родители могут отругать тебя за нехороший поступок?»
Он: «Последнее время часто».
Я: «Может быть, в вашей семье произошло какое-нибудь событие за последнее время? Я слышала у тебя родилась недавно сестра».
Мальчик кивнул и, улыбнувшись, добавил: «Она такая миленькая!»
Я: «Поздравляю! Рождение ребенка — всегда радостное событие в семье. Ты будешь отличным братом, настоящим мужчиной!»
Андрей покраснел и улыбнулся. Видно, что он любит свою маленькую сестренку.
Я: «Давай вернемся к нашему разговору. Расскажи, пожалуйста, как тебя наказывают родители за нехороший поступок. Например, если ты что-нибудь разобьешь».
Он: «По-разному. Мама злится, может накричать на меня, но никогда не ударит».
Я: «А бывает ли так, что во время ссоры ты говоришь на родителей плохие слова?»
Андрей опустил глаза в пол, кивнул головой.
Я: «Даже когда ты зол на родителей, нужно уметь сдерживать свои эмоции, надо стараться в этот самый момент не наговорить на маму и папу много обидных слов. Твои родители очень тебя любят и желают тебе только добра».
Андрей кивнул в знак согласия.
Я: «Часто ты просишь прощения у родителей за плохие слова или нехорошие поступки?»
Он: «Всегда».
Я: «Твои родители интересуются твоими делами или предпочитают не вникать?»
Он: «Мама каждый день спрашивает у меня, как прошел день в детском саду, что я кушал, хорошго ли себя вёл».
Я: «А папа спрашивает о том же самом?»
Он: «Иногда».
Я: «Зато, наверное, папа любит с тобой играть. Я правильно думаю?»
Андрей заулыбался, стал вспоминать приятные эпизоды во взаимодействиях с отцом.
Я: «А в какие игры вы обычно играете с папой?»
Он: «На улице — в догонялки, в прятки. Дома — в «Морской бой», в «Большую бродилку», складываем конструктор, пазлы.
Я: «Как часто папа играет с тобой?»
Он: «Не часто, папа много работает».
Я: «Несмотря на большую занятость твоего отца, вы всей семьей, наверное, бываете вместе, любите куда-то ездить отдыхать, например, к бабушке и дедушке».
Он: «Летом я часто провожу время у бабушки и дедушки в деревне».
Я: «Андрей, а как вы любите проводите время своей семьей, например, выходные или праздники? Может, вы любите отдыхать на природе или ходить в гости?»
Он: «В гости мы редко ходим».
Я: «А кому из родителей ты предпочитаешь больше помогать — маме или папе?»
Он: «Маме. Я же её помощник и защитник».
Я: «Расскажи, как ласково называют тебя родители».
Андрей снова слегка покрылся румянцем: «Сынок, малыш, солнышко, Андрюша».
Мама много хороших слов говорит: «Родной, дорогой, любимый, Андрюшечка, сын, зайчик».
Я: «Видишь, как они тебя любят. Ты столько красивых фраз перечислил сейчас в свой адрес. Это говорит о т ом, что ваша семья очень дружная».
Андрей улыбнулся и кивнул. Мальчику было приятно слушать хорошие слова о своей семье. С лица исчезло покраснение, глаза выразительно блестели счастьем.
Я: «Что больше всего нравится тебе в вашей семье?»
Он: «Когда мы все вместе, когда родители не ссорятся». Потом тут же добавил: «Но больше всего я люблю играть с сестричкой. Она такая миленькая».
Я: «Андрей, я желаю, чтобы именно так всё и было: заботливые, любящие родители, чудесная сестренка, спокойствие и гармония в вашей семье».
Ребенок улыбнулся и поблагодарил меня. В свою очередь я также поблагодарила мальчика за рассказ. Андрею уже не терпелось пойти на улицу к своему воспитателю и своим ребятам по группе, поэтому я не стала его задерживать, несмотря на то, что не все вопросы задала к нашему интервью.