Швейцарские дневники. Часть 1: Транспорт 14

Швейцарские дневники. Часть 1: Транспорт

Невысокие дома с разноцветными разностилевыми «подъездами», старый вокзал, как в фильмах сороковых годов, кофейня с интерьером из человеческих костей и массовые плавания по Рейну с невероятно сильным течением – это впечатления от недолгого, но очень яркого по ощущениям путешествия в самую нейтральную из всех стран мира – Швейцарию.

Швейцарские дневники. Часть 1: Транспорт 15

Мне довелось жить 20 прекрасных дней в швейцарском городе Базель. Он имеет очень интересное расположение: на границе сразу с двумя государствами – Германией и Францией. Посреди Рейна, который разделяет город на Старый и Новый Базель, даже установлен шпиль в том месте, где Швейцария пересекается с двумя своими соседками.

SAMSUNG

Границы стран расположены настолько близко, что во Францию, к примеру, можно попасть на обычном городском трамвае, а до Германии из центра города на машине – максимум 10 минут. Кстати говоря, трамваи здесь самый популярный вид общественного транспорта, популярнее автобуса. Метро есть в трёх городах — Лозанне, Женеве и Цюрихе, а о троллейбусах швейцарцы и слыхом не слыхивали. Их дороги чересчур узки для лишнего транспорта. Очень часто трамвайные пути – это и есть вся проезжая часть, и если вы на машине, то нужно сначала убедиться, что поблизости нет «уличного поезда», а потом уже ехать по рельсам.

Продолжая разговор об общественном транспорте, нельзя не вспомнить замечательную вещь, которая присутствует более чем на 90% всех остановок в городе – электронное табло. Да-да, такие же табло, как в Минске на «Институте культуры» и ещё в паре мест, в Базеле расставлены практически повсеместно. Там указан номер транспорта, его конечная остановка и время, через которое вы сможете на нём уехать. И всё с пресловутой швейцарской точностью.

Также на каждой остановке есть автомат, продающий билеты на проезд – швейцарцы не заморачиваются тем, чтобы тратиться на лишнюю рабочую силу в виде кондукторов в общественном транспорте. Хотя контролёры всё же заходят время от времени проверить пассажиров на добросовестность. И, кстати говоря, внешне они ничем не отличаются от обычных граждан – ни кричащих жилеток, ни опознавательных бейджев.

8

Билеты на проезд бывают следующих видов: проездной на месяц по одной или двум зонам Базеля, билет на 6 поездок и на одну. Проездной на одну зону города будет вам стоить около 80 франков (1 швейцарский франк чуть дороже 1 доллара). Билет на 6 поездок действует следующим образом: вы его «пробиваете» в автомате – на нём, в одной из шести граф, появляется название остановки и текущее время. И после этой несложной манипуляции можно целый час ездить на всех видах транспорта в любом направлении. Стоит такое удовольствие CHF18.40. Билеты на одну поездку бывают двух видов – на час, по аналогии с предыдущими, и на 4 остановки. Последний кажется странным, но, на самом деле, он пользуется довольно большим спросом. Из чего лично я сделала вывод, что всё самое необходимое в Швейцарии вы можете приобрести в пределах максимум 4 остановок от дома. Стоимость одноразовых билетов – CHF2.10.

6

Самым печальным по приезду на родину было осознать, насколько же наш транспорт непригоден для использования многими категориями людей, в сравнении со швейцарским. В Базеле каждый трамвай, каждый автобус имеет специальные входы для инвалидов-колясочников и матерей с детскими колясками. Транспорт на остановке наклоняется так, чтобы они с лёгкостью могли в него зайти, а затем становится в стандартное положение и едет дальше.

Помните всеобщее недоумение, когда у нас появились автобусы с кнопками «стоп» на поручнях? Сначала все опасались их трогать, затем стали пробовать – но ничего не происходило. Так и мозолят они нам глаза до сих пор… Оказывается, по назначению сие устройство должно использоваться так: если вам нужно выходить на следующей остановке, нажимаете кнопку – и в нужном месте открываются именно те двери, ближе к которым вы находитесь. Если же на кнопку не нажать, а на остановке не будет людей, то водитель не задумываясь проедет мимо. Кстати, снаружи тоже есть большие красные кружки для открытия дверей – европейцы не любят это делать без необходимости.

7

Мне приходилось ездить на городском транспорте почти каждый день в разное время суток – я ни разу не видела количества людей в салоне, которое бы превышало число свободных сидячих мест. Всё потому, что трамваи и автобусы ходят очень часто, самое долгое время ожидания – 8 минут.

Очень частое явление на улицах Базеля – регулировщики. Поскольку места для проезда очень мало, а всяческих пересечений улочек много, смысла в светофорах нет – будут появляться пробки. А регулировщики (кстати, это в основном женщины) с лёгкостью разрулят любую ситуацию.

В каждом трамвае и автобусе есть «кармашки» с буклетиками, на которых написаны номера маршрутов. В них содержится подробная карта той части города, где этот маршрут проходит, а также небольшая информация для туристов о городе.

Несмотря на дороговизну проезда в Швейцарии (если сравнивать цены с нашими), все преимущества налицо. Там нет проблем съездить с ребёнком в поликлинику или же просто на прогулку, люди с ограниченными возможностями легко могут попасть в любую часть города. Нет битком набитого транспорта – соответственно, нет и нервных людей, которые толкаются и оттаптывают вам ноги. А что самое приятное лично для меня – благодаря волшебным красным кнопочкам, никто не будет задавать вопрос «вы выходите на следующей?», когда  в ваших наушниках играет любимая музыка.

Продолжение следует…

Добавить комментарий