«ЮНОНА» И «АВОСЬ»: БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ 18

«ЮНОНА» И «АВОСЬ»: БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ

Менее, чем через месяц исполнится ровно год с того момента, как рок-опера «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова вернулась на сцену Белорусского государственного академического музыкального театра. Мы посетили постановку, чтобы понять, почему это произведение считается легендарным и о чем оно: о настоящей любви, драме русской души или о кризисе среднего возраста?

«ЮНОНА» И «АВОСЬ»: БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ 19
Фото Алексея МОЛЧАНА

Начнем с того, что сюжет рок-оперы основан на реальных событиях.  Во время своего пребывания в Ванкувере автор либретто Андрей Вознесенский много читал о жизненном пути русского государственного деятеля Николая Резанова. Причем изучались не только сторонние источники, но и путевые дневники прообраза главного героя рок-оперы. Стоит заметить, что сам Вознесенский никогда не претендовал на документальность. О своей поэме он говорил следующее: «Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных…». Тем не менее именно тот факт, что главные герои не вымышленные лица придает произведению определенный шарм и делает его еще более драматичным.

А это точно любовь?

В основе сюжета лежит трагическая история о неисполненных надеждах на «полдороги к истине и к чуду». Намеренно избегаю слов о том, что это произведение о любви в ее романтическом обличье, потому что не считаю ее таковой. Яркие чувства, вспыхнувшие между 42-летним графом Резановым и 16-летней дочерью губернатора Сан-Франциско Кончитой, на мой взгляд, не фундамент произведения. Да, это красиво, нежно и страстно одновременно. В главных ролях в той постановке были Антон Заянчковский и Ольга Железкая. Впечатлила сцена ночи после бала в честь 16-летия Кончиты. Для того, чтобы передать напряженность момента была использована многоплановость декораций и виртуозная игра света. Девушка в воздушной сорочке стоит на коленях напротив распятия и возносит горячие молитвы на испанском. Вся она залита ярким белым светом. Второй план – большое распятие, расположенное прямо по центру сцены. Кажется, ничего не предвещает беды. Но голос Кончиты наполнен тревогой. И, как оказывается, вполне оправданной. На третьем плане мы видим Николая Резанова, стоящего в тени бордового цвета. Ну а дальше все по сюжету. Прежний жених забыт, все мысли юной Кончиты только о русском графе. Она ждет 35 лет, не верит в слухи о его смерти, когда же убеждается в их достоверности – уходит в монастырь.

Она влюблена искренне и чисто в начале. Она любит преданно и верно потом. И я верю в то, что он тоже не был к ней безразличен. Но, увы, в отличие от чувств Кончиты, чувства Николая не успели пройти проверку временем. Не по его вине – по роковому стечению обстоятельств. Но вернемся к моменту, когда главные герои еще были вместе. Это похоже на попытку играть в одну и ту же игру по разным правилам. Жизненный опыт дает о себе знать. Граф много чего повидал на своем веку: вершил судьбы государств, исколесил полмира, пережил личную трагедию в виде смерти жены. А она только начала свой путь и единственное, что умела – чувствовать. Юная Кончита была для графа в тот момент глотком свежего воздуха, но это – не любовь. С его стороны точно нет. «Твоим девичьим векам я открою запретнейший свет, глупый ангел шестнадцатилетний, иностранка испуганных лет» – звучит так, будто кто-то кого-то хочет использовать. Но не из злого умысла, нет. Николай Резанов слишком долго задерживал дыхание в замкнутом пространстве своих внутренних конфликтов, чтобы в тот момент отказаться от сплошного потока молодости и жизни. Да и финал у героев разный: он хоть и горевал перед смертью, что ничего не успел и что «нам имя – полдорожье», но все-таки успел почувствовать вкус жизни за свои-то 42 года. Она – нет. Объективно драма ее жизни куда значительнее. Да, Кончита не умерла от простуды. Но за 35 лет призрачных надежд, она морально истощилась в ожидании того, кто никогда к ней не вернется. Наверное, было проще, если бы Резанов оказался безответственным мерзавцем и молча уплыл в закат. Но он отправился на Родину за разрешением на брак с католичкой, т.е. с Кончитой. Что тут скажешь? Фатум.

«ЮНОНА» И «АВОСЬ»: БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ 20
Фото: БелТА

История о драме русской души

Удивительный факт из создания «Юноны» и «Авось». Она возникла из музыкальных импровизаций Алексея Рыбникова на тему православных песнопений. Как из этого получилась рок-опера? На основе этой музыки режисер «Ленкома» хотел создать спектакль «Слово о полку Игореве». Но не тут-то было: поэт Андрей Вознесенский, которому было предложено написать текст, идеи не поддержал и сказал, что у него есть своя поэма «Авось» о любви 42-летнего Резанова и 16-летней Кончиты.

Не удивительно, что на такой музыкальной основе ярко прослеживается внутренний религиозный конфликт русского человека, который одновременно умудряется жадно искать Бога и без оглядки бежать от него. Граф Резанов в смятении. Его душат тысячи разных помыслов, которые тревожно звенят со всех сторон. Он молится с надрывом. Молится сразу после греха. Но не может найти покой, как и не может вместить в себя одновременно и религию, и свободу.

Граф Резанов хочет только блага для России. Он настолько идейный человек, что готов ехать налаживать русско-американские отношения за свой счет. Даже в диалогах с возлюбленной он постоянно уверяет, что расскажет ей о России. Но, увы, «авантюра не удалась, за попытку спасибо». В чем же причина? Был ли хоть малейший шанс на успех? Вероятно, эта кампания была все той же попыткой Николая Резанова «надышаться», отвлечься от хаоса в голове и сердце. Но можно ли успешно нести мир вовне, когда у тебя война внутри? Увы, страсти утихают только после смерти. На сцене появляется фигура, олицетворяющая Богородицу. Главный герой просит у нее прощения и обретает спокойствие.

«ЮНОНА» И «АВОСЬ»: БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ 21
Фото: БелТА

А что если это кризис среднего возраста?

По словам психолога Елены Новоселовой, мужчины переживают гораздо больше кризисов, чем женщины. Начиная с 20 лет, примерно каждое десятилетие у них проходит своеобразное подведение итогов. И благо, если на вопрос, чего я достиг к этому возрасту, имеется хотя бы более менее внятный ответ в виде каких-либо материальных достижений. Самый тяжелый период – 40 лет. Как раз в этом возрасте и находится главный герой рок-оперы. «Мне 40, но успокоения нет. Всю жизнь бегу за призраком свободы. В мои-то годы», – говорит граф перед началом экспедиции в Калифорнию. Этот кризис и вечный поиск чего-то кидают его во все крайности, лишают мира в душе. Вероятно, встреть он Кончиту в другое время – все закончилось бы куда менее драматично. Конечно, мировая общественная в таком случае лишилась бы красивой истории любви, но зато главная героиня избавилась бы от мук бессмысленного 35-летнего ожидания.

Естественно, граф Рязанов не хотел умирать. Он был полон надежд на счастливый исход. Его называли везунчиком. С такими никогда ничего плохого не случается. Но болезнь победила. В конце Николай восклицает: «Нам имя – полдорожье. <…> Прости меня свобода и Россия. Не одолел я целого пути». Тем не менее он был большим человеком с соответствующими амбициями и сделал действительно много. Жаль только, что сам этого так и не понял.

«ЮНОНА» И «АВОСЬ»: БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ 22

Фото: БелТА

«Юнона» и «авось» – легенда

Эта рок-опера по-настоящему качественное произведение. Она содержит в себе тысячи смыслов. До просмотра постановки я была уверена, что это исключительно романтическая история. Счастлива, что ошиблась. Потому что «Юнона» и «Авось» гораздо шире. Это история о внутреннем конфликте, самореализации, свободе, отношениях с Богом, русской душе, патриотизме, фатуме и, конечно же, о любви.

Посетить рок-оперу и составить собственное мнение о ней можно в Белорусском государственном академическом музыкальном театре 1, 15 и 22 апреля, а также 11 и 18 мая.

Елизавета ГОЛОД.

Добавить комментарий