В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 14

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки?

Хаяо Миядзаки – японский режиссёр, о мультфильмах которого наверняка слышал каждый. Добрый дух леса, которого прозвали Тоторо, или девочка, которая облетела полстраны на метле, — всё фантазия и талант великого мастера. Добро и зло, дружба, которой не страшны никакие трудности, поиски себя, места в жизни и другие важные темы спрятаны в работах Хаяо Миядзаки. Наверное, поэтому, хоть режиссёр придумывал истории для детей, его мультфильмы любимы и взрослыми. Но чем же ещё так выделяются работы Хаяо Миядзаки, что до сих пор не потеряли своей популярности?

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 15
«Унесённые призраками», 2001 год

Возможно, большую роль сыграло то, что у Хаяо Миядзаки нет никакого художественного образования. Мастер не учился ни на сценариста, ни на художника, хотя с детства мечтал работать с мультфильмами. Перед тем, как начать серьёзно заниматься анимацией, Хаяо Миядзаки закончил факультет политологии и экономики. После выпуска пошёл работать в анимационную студию «Тоэй» в качестве аниматора второстепенных кадров и тут же познакомился с режиссером Исао Такахатой, с которым чуть позже создаст студию «Ghibli». И теперь Миядзаки создаёт не отдельных персонажей или задний план, а полнометражные авторские мультфильмы.

И вот одна из особенностей Хаяо Миядзаки как режиссёра: сюжеты всех его мультфильмов придуманы на ходу. Ну, почти всех. «Навсикая из Долины ветров» была самым первым и последним мультфильмом, который отсняли по манге (которую Хаяо Миядзаки сам же и нарисовал).

Как же мастер работает без сценария? Когда Миядзаки садится за создание нового мультфильма, то в первую очередь решает, о чём тот будет в общих чертах. И после режиссёр приступает к раскадровке, по ходу которой и рождается история. Хаяо думает, как герой поступил бы в данной ситуации, мыслит не уже придуманными когда-то диалогами, а моментом, в котором находится его герой. Как бы тот поступил? Что бы он сделал?  Зарисовка за зарисовкой и вот уже в руках раскадровки, которые чуть позже станут прекрасным мультфильмом.

А ещё главные герои многих его замечательных историй – девочки. Маленькие, юные, уже взрослые, но всегда сильные, храбрые, удивительные героини. И, несмотря на страхи, которые всегда идут до конца.

«Во многих моих фильмах есть сильные героини – храбрые, самодостаточные девочки, которые не думают дважды, прежде чем броситься защищать то, во что они верят всем сердцем. Им нужны друзья или соратники, но не нужны спасители. Любая женщина может быть героем, как и любой мужчина.»

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 16
«Ходячий замок Хаула», 2004 год

Герои второго плана тоже ничуть не хуже. Второстепенными персонажами могут быть как обычные люди, так и сверхъестественные существа, которых в японском фольклоре прозвали ёкаями. Ёкаем может быть дух, божество, демон, лис-оборотень и много кто ещё.

Например, известный второстепенный персонаж Безликий в «Унесённые призраками» — это бог Каонаси, что дословно переводится как «человек без лица». Дух как метафора: потеря лица тоже самое, что потеря себя. Без семьи, без дома, он бродит по свету в поисках своей сущности. Поэтому в одном из эпизодов мультфильма, съев жадную лягушку, Безликий становится таким же алчным и капризным. Только благодаря принципам главной героини Тихиро, ёкай изменился и перенял черты характера маленькой, но очень храброй и сильной девочки.

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 17
«Унесённые призраками», 2001 год

Но кроме уже существующих , Миядзаки придумал и своих ёкаев. Сусуватари, что дословно можно перевести как «блуждающая сажа», появляются в картине как «Мой сосед Тоторо», так и «Унесенные призраками». Только в первом – они духи, которые прячутся в старых безлюдных домах, а во втором — это маленькие помощники дедушки Камадзи, который раз.

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 18
«Унесённые призраками», 2001 год

В своих мультфильмах особое внимание Хаяо Миядзаки уделяет природе. В его работах, да и в самой жизни автора, – это нечто большее, чем просто фон для развития событий. Пейзажи и морские просторы, бездонное небо с густыми облаками – режиссёр всегда отводил время, чтобы главные герои могли остановиться и полюбоваться всеми красотами окружающего мира.

Природа передаёт характер каждого мультфильма, главного героя и ситуации, в которой тот находится. Как завороженная застывает вышедшая из замка Хаула Софи, когда перед ней открывается прекрасный цветущий луг, вид на заснеженные горы или морские просторы. А в мультфильме «Небесный замок Лапута» даже во время напряженной погони герои обращают внимание на красоту бездонного неба.

Образ природы отражает и один из главных персонажей мультфильма Хаяо Мядзаки — лесной дух Тоторо. Несмотря на милый вид божества, у доброго тролля важная миссия: донести до зрителя , что относиться к природе нужно с любовью, и тогда и она в ответ будет относиться также.

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 19
«Мой сосед Тоторо», 1988 год

Также сильна его любовь к природе, как и забота о ней. В его мультфильмах можно часто встретить отсылки на то, как влияет современный мир на окружающий. А в некоторых его работах тема влияния прогресса на природу — одна из главных. Например, в «Принцессе Мононоке» люди, познавшие силу техники и металла, совсем забыли, как может пострадать природа и всё живое, если вовремя не остановиться. Они обращаются с природой как захотят, не заботясь о последствиях.

Но Миядзаки не абсолютный враг прогресса. Робот из «Небесного замка Лапуты», ходячий замок Хаула — положительные персонажи, несмотря на то, что они и есть прямое проявление прогресса.

Тем более, Хаяо Миядзаки беспрекословно влюблён в авиационную технику. Любовь к самолётам корнями уходит в детство. Его дядя был владельцем, а отец — директором авиационного завода.  Даже название студии «Ghibli» было позаимствовано у названия самолёта. Буквально его любовь к авиации можно увидеть в «Порко Россо», где главный герой – итальянский лётчик. Или «Ветер крепчает», где тот же главный герой непрерывно связан с самолётами: он их создаёт. Именно авиация подводит к вопросу, который Хаяо Миядзаки задаёт себе и своему герою Дзиро Хорикоси: «Как можно ненавидеть войну и разрушение, но в то же время любить самолёты, в том числе несущие смерть?».

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 20
«Ветер крепчает», 2013 год. Дзиро Хорикоси справа

И, конечно, мультфильмы Хаяо Миядзаки не могут не ассоциироваться с вкусной едой. Еда – важная часть жизни режиссёра. И отражение этой любви видно во всех его работах. Блюда могут отличаться изысканностью, простотой, но всегда будут одинаково аппетитны зрителю. В мультфильмах много традиционной японской кухни. Отличный пример — рамен из «Рыбки Поньо на утёсе», бенто из «Мой сосед Тоторо» или паровые булочки из «Унесённые призраками». Но и европейские блюда довольно часто встречаются. Так, пирог с сельдью, завтрак из «Ведьминой службы доставки», яичница с беконом из «Ходячий замок Хаула» или бисквит из «Унесённые призраками» тому отличные вкусные доказательства.

В чём особенность мультфильмов Хаяо Миядзаки? 21
«Ведьмина служба доставки», 1989 год. Пирог с сельдью

Хаяо Миядзаки действительно смог создать удивительный мир, в который хочется возвращаться снова и снова. Внимание режиссёра к деталям, особый стиль рисования видно в каждом кадре любого его мультфильма. Своими работами Хаяо Миядзаки не просто рассказывает нам историю: он пытается погрузить зрителя в ту атмосферу, донести ту идею, в которую сам так верит и хочет, чтобы в неё поверили и мы.

Добавить комментарий