Танец со смертью
Этот очерк будет особенно интересен тем, кто изучает испанский язык и тем, кто искренне интересуется культурой, традициями и жизнью Испании.
Так что перейдём непосредственно к сути. Речь пойдёт о празднике, который занимает огромную часть жизни испанцев. Без него невозможно было бы представить эту жаркую страну и её жизнерадостный народ. Вы теряетесь в догадках? Удовлетворяю ваше любопытство. Речь пойдёт о корриде. Знакомо, не правда ли? Но мало кто, может подробно рассказать об этом празднике.
Сначала заглянем вглубь истории.
Первое упоминание о корриде относится ещё к бронзовому веку. Всем известно, что коррида это бой человека и быка. Так вот тогда, иберы считали быка священным животным. И это так! Бык – символ мощи, жизненной силы, власти и мужской плодовитости. Первоначально коррида проводилась, как священный ритуал с жертвоприношением. Использование быка во время корриды, означало игру со смертью, где человек, одерживают победу над тьмой.
К концу ΧV века в Испании, коррида становиться развлечением для дворян и благородных сословий. Больше всего это напоминало турнир, где кавалерист, рыцарь конник (caballero – исп.), который закончил участвовать в битвах, снова мог вспомнить сладость боя, сразившись с быком. Но вскоре она становится неотъемлемой частью испанской культуры: любой желающий, не смотря на род и сословие, мог поучаствовать в корриде или просто поприсутствовать на празднике.
В середине ΧVΙ века корриду пытались запретить. Сам король Испании встал на защиту, и корриду не только спасли, но и «осовременили». Теперь в этом празднике смогли участвовать и пешие воины.
Современная коррида возникла уже в Андалусии. В последующие сто лет создается техника и приёмы современной корриды. А тореро, которые зародили эти новшества, становятся известны не только в Испании, но и по всему миру.
Но большая часть современного общества не приняла древний боевой ритуал. 28 июля 2012 года парламент Каталонии запретил у себя корриду с 1 января 2012 года. А 25 сентября 2011 года последняя коррида состоялась в Барселоне (попрощаться с праздником пришло аж 20000 зрителей).
Теперь, когда мы прояснили прошлое и даже настоящее корриды, мы можем перейти к самой сути действа. Что происходит на корриде, как, насколько долго, кто участвует и многое другое. Но поговорим сначала о быке, как о самом главном герое корриды.
Для корриды всегда выращивают особую породу, которая по-своему внешнему виду схожа с туром. Возраст быка-участника должен быть не менее 4 лет и не более 6 лет и обычно «участник» не превышает 450 килограмм. Как уже было отмечено, в основе корриды лежит ритуал: игра со смертью. Именно поэтому масть быка – черная. И так уж получается, что быку редко удаётся выжить на корриде. Но если так случается, животное будет использовано для дальнейшего разведения, но в «празднике» больше участия не примет.
А теперь перенесёмся на арену. «Танец со смертью» ещё не начался, но парад участников уже вызывает у зрителей восхищение. На испанском это шествие называется paseillo. Возглавляют парад два Официальных лица (исп. — alguacilillo). Они едут верхом и приближаются к Президенции (исп. — Presedencia), состоящей из мэра и других властей города. Члены Президенции должны будут вручить символический ключ от загона быков-участников (puerta de los torilles – дословно: дверь загонов). За Официальными лицами следуют три тореадора или матадора. Каждый из трёх тореадоров сопровождается флагоносцами (banderilleros) и двумя пикадорами (picadores). Замыкают шествие помощники с ослами, которые должны будут вывозить убитого быка с поля после окончания корриды.
Ну вот! Шествие окончено, загоны открыты – бык на арене. Начинается коррида!
Коррида, что в переводе с испанского означает беготня, состоит из трёх частей – терций (tercios), начало которых сигнализирует звук горна. Самое главное в этом празднике, по мнению испанцев, то, что матадор не должен испытывать ненависти или презрения к быку. А наоборот, уважать и преклоняться перед силой и величием животного.
Итак, в первой терции быка встречает сам матадор либо его помощник с capote – специальный плащ, по обе стороны арены выходят два пикадора. Действия первой части заключены в том, чтобы раздразнить быка. Во второй терции banderilleros и picadores вонзают в быка короткие крючья с копьями на конце, украшенные широкими лентами. Но эти удары не должны отнять у быка много сил.
В последней терции тореадор выполняет приём «Suerte suprema» (исп. — решающаяся участь), используя в сражении с быком мулету вместо плаща, чтобы в решающий момент убить быка. В эти моменты тореадор почти не защищён от яростного нападения быка. Именно этот кусочек действа, а не само убийство животного, испанцы называют произведением искусства. Однако есть важное условие: бык должен быть убит в течение десяти минут от начала третьей терции.
Если пройдёт больше времени, быка уведут с арены и оставят в живых. Это для матадора считается самым большим позором. Если тореадор одержал победу – зрители награждают храбреца. Трофеями могут стать одно или два уха убитого быка, или, как наивысшая оценка работы матадора – бычий хвост. Но самая большая честь для тореро – это покинуть арену на плечах у толпы после проведения последней терции.
Быку после смерти тоже достаётся часть почёта. Если животное проявило огромную ярость, смелость и выдержку, то его тушу провозят по арене по кругу «vuelta» (с исп. дословно – поворот) и зрители, встав, аплодируют ему.
Хотя в истории корриды есть и более удивительные случаи. Давным-давно, дочка одного из самых влиятельных торговцев скотом, смогла приручить бычка, которого растили для корриды. Бычок так привязался к ней, что откликался на её зов, ласкался и играл с нею. Через некоторое время бык достиг того возраста, когда его смело могли продать на арену. Его первая коррида должна была состояться в Памплоне. И так уж получилось, что на празднике была и дочь торговца.
Молодой бык продемонстрировал несравненную силу и ярость, уложив одного за одним всех пикадоров и флагоносцев. И, наконец, в самый решающий момент третьей терции девушка не выдержала: она вскочила и окликнула быка по имени. Животное, которое совсем недавно нападало на тореадора, подбежало к девушке и принялось нежно ласкаться к ней. Увидев эту сцену, публика закричала: «Не убивать!». И желание зрителей было исполнено, несмотря на все правила.
Что можно сказать в окончание? Лично я не совсем понимаю этот праздник, хоть и очень люблю испанскую культуру. Я считаю, что убивать быка совершенно не нужно. После столь тяжёлого «танца со смертью» животное могли бы оставить в живых, что бы он в дальнейшем продолжал участвовать в корриде. К тому же, как мне кажется, танец матадора с опытным быком (который участвовал не в одной корриде) вызывал бы больше уважения к его мастерству, чем битва каждый раз с новым быком.
У славян совсем другой менталитет и характер, и мы не сможем понять корриду так, как её понимают сами испанцы.
Чтобы полюбить корриду, нужно родиться в Испании. Ну а мы, здесь в Беларуси, как мне кажется, должны знать о ней, потому что это часть мировой культуры, часть Испании, которую мы можем посетить. И тогда, благодаря этим знаниям, мы сможем заглянуть в самую душу этой замечательной страны. Лично я уже немного сделала это, и от лёгкого прикосновения к Испании у меня в душе проснулось несколько поэтических строк…
Рогов острейшие мечи
И резвый, злейший стук копыт.
Хлопай, топай и кричи
По арене дикий бык бежит…
Вся стать сиянием топаза,
Природою была дана.
Сияют чёрные глаза
И цель у них сейчас одна:
Тот стойкий, гордый человек
С красною тряпкою в руках.
Бык в ярости и сил уж нет.
Сейчас все будут на рогах!
Тореро тихо ухмыльнётся,
Мулетой алою взмахнёт,
А бык лишь мимо пронесётся
Ведь матадор в сторонку отойдёт.
И бой весь этот долго длится.
Мелькают красный, чёрный цвет,
Но правда вскоре «выбежит» на свет
И загадка тут же разрешится.
И правда будет такова:
Тореро неудача паразит
Либо ярость дикую быка
Человечий разум победит!