Русская природа в лирике Есенина 11

Русская природа в лирике Есенина

Двадцать первый век – время скоростей и цифровых технологий. Мы все куда-то бежим, стараемся так много успеть и так многого не успеваем. Мы словно пассажиры скоростного поезда, за окнами которого проносятся небо, деревья, дома, минуты, дни, года… Иногда кажется, что всё самое интересное и красивое промелькнуло в этом водовороте событий и осталось незамеченным. А если нам и удалось ухватить взглядом кусочек красоты, то мы хватаем в руки телефон и делаем фото, ведь нам так хочется поделиться прекрасным с нашими близкими. Только фото… Нам просто не хватает слов, чтобы описать окружающий нас мир. А ведь буквально столетие назад, именно благодаря умению находить нужное и красивое слово, весь мир узнавал имена талантливых поэтов и писателей. И одним из самых ярких имён русской литературы первой половины двадцатого века стало имя Сергея Есенина.

Сергей Есенин – последний поэт деревни, тонкий лирик, неукротимый романтик, мастер психологического пейзажа, художник слова. Многогранность его таланта невозможно не заметить и переоценить. Действительно, каждое его стихотворение – это настоящее произведение искусства. Создавая поэтические образы, Сергей Есенин, подобно художнику, создаёт настоящие произведения живописи, ведь читая его стихи, мы очень ярко видим всё, о чём нам рассказывает поэт.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой

И вот наше воображение очень отчётливо рисует нам ту самую берёзку. Не какое-то случайное дерево в лесу, а конкретную, родную, ту, которая под окном. Кажется, что достаточно только протянуть руку и потянуть ветку, как снежинки, взмыв в воздух, покроют всё вокруг. И это не удивительно, только искренне любя свою Родину и родную природу, можно создавать такие живописные строки. Стихотворение «Берёза» было написано Есениным в возрасте восемнадцати лет, когда он уже уехал из родной деревни в Москву. Но насколько же крепко он связан со своими родными местами, если в таких мельчайших подробностях описывает окружавший его пейзаж! Есенин никогда не стыдился своего происхождения, и даже в большом городе воспевал сельскую красоту и восхищался ею. В образ березы он включил всю красоту русской зимы, которая действительно заслуживает восхищения.

Образ родных берёз ещё не раз встретится нам в творчестве Сергея Есенина.

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

Стихотворение «Отговорила роща золотая» – это уже не просто пейзажная лирика, это настоящее размышление о жизни. Поэт взрослел, детство становилось всё дальше, а тоска о прожитых днях становилась всё острее.  Стихотворение было написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни. Композиционно стихотворение «Отговорила роща золотая…» замыкается в кольцо: в начале и в конце перед нами возникает образ золотой рощи. Благодаря такому строению проводится параллель с жизнью: жизнь природы – циклична, а жизнь человека – короткое мгновение. Он наделяет природу человеческими характеристиками. А как интересен образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора только усиливает чувство одиночества и тоски героя.

«Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». И мы видим, мы чувствуем это в каждой строке поэта. Однажды Сергей Есенин сказал, что не уверен в том, что его слова останутся в чужой памяти. «Возможно, время сгребёт все мои стихи в ненужный ком». Но он вошел в историю, как один из лучших русских поэтов и его творчество до сих пор остается близким и понятным каждому из нас.

Добавить комментарий