Роль Японии в становлении великих художников 19-20 века
Многие восхищаются художниками 19-20 века такими как: Поль Сезан, Эдгар Дега, Клод Моне, Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар. Однако немногие знают, что становление великих художников происходило под влиянием японского искусства, из которого они много чего подчеркнули и переняли. Мне грустно осознавать, что столь значимая роль азиатской культуры постепенно забывается. Ведь она способствовала развитию нового направления, позволило миру увидеть совершенно новое мироощущение жизни. Поэтому мне хотелось бы чтобы как можно больше человек узнало о вдохновителях гениальных живописцев.
Появление нового направления
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление)
В конце 1860-х годов во Франции появились художники, которые восстали против приевшихся норм академизма. Они стремились отойти от идеи изображения только вешних объектов к попытке передачи чувств и состояния окружающего мира на холсте.
На истоках зарождения этого направления художники пробовали себя в различных, порой слишком экстравагантных для того времени сюжетах. Что, естественное, вызвало негативную реакцию общественности. Так на «выставке Отвергнутых» критик Луи Леруа негативно высказался о представленных полотнах, назвав это «Выставкой впечатленцев» по названию картины Клода Моне «Впечатление. Восход Солнца». Вначале термин имел пренебрежительных характер, но затем прижился и обрёл категорический смысл.
Япония выходит из самоизоляции
В это же время Япония выходит из самоизоляции и налаживает торговлю с внешним миром. На европейских рынках появляется всё больше японских товаров, что вызывает всеобщую заинтересованность необычной культурой.
Однако основное знакомство со страной восходящего солнца произошла на выставке во Франции в 1867 году, где были представлены различные предметы быта японцев: традиционные одеяния, веера, мебель, посуда, и в частности гравюры укиё-э Кацусика Хокусая и Утагава Садахидэ, которые и перевернули устои традиционной живописи.
Выставка оставила неизгладимое впечатление на парижанах, особенно на деятелях искусства. Японская эстетика вошла в моду: многие художники того времени приобретали обширные коллекции картин, некоторые рисовали своих моделей с традиционной японской атрибутикой, другие – пытались подражать японскому укладу жизни. Позже такое массовое движение назовут Японизмом 19-го века.
Влияние на художников
Гравюры так взбудоражившее общественность на самом деле на родине не стоила больше чашки лапши. Искусство Укиё-э (в переводе с японского означает «картины плывущего мира») из-за своей дешевизны использовали в качестве афиши театров кабуки, рекламы услуг жительниц красных фонарей, а также обёрточной бумаги, хотя изначально оно задумывалось как доступный аналог традиционной японской живописи.
Художники не просто копировали работы они старались перенять опыт японских коллег, изучить технику и, пропустив это всё через призму Западного мировоззрения и ценностей создать что-то совершенно новое.
Также японское искусство повлияло на представителей постимпрессионизма, который стал собирательным направлением различных стилей и техник. Где главная цель художников состоит в том, чтобы передать сущность объектов, для этого они используют стилизацию и композицию, свойственную панно.
Хоть ни один из художников так и не побывал в Японии, они пробовали искать её в переулках Франции, в людях, в домах. Например, Клод Моне воссоздал в своём саду удивительные красоты японского заднего двора. Там, где пруд с лилиями, через который перекинут мостик, и были созданы многие его картины.
И так японское искусство оказало огромное влияние на развитие европейского, привнесло новые идеи, подходы и эстетику в творческий мир западных художников. Это влияние продолжает оставаться значимым и до сих пор востребованным в мировой культуре.