Рецензия на фильм Валерия Рубинчика «Венок сонетов»
Венок из жизни и войны
В 1924 году Томас Манн вводит в литературу новый термин «интеллектуальный роман», который стирает границы между наукой и искусством. А 40 лет назад, в 1976 году, известный белорусский режиссер Валерий Рубинчик создал свой интеллектуальный фильм «Венок сонетов», соединивший в себе войну и искусство.
«Венок сонетов» не первый самостоятельный фильм Валерия Давидовича, но один из тех, которые принесли ему наибольшую популярность. Руке режиссёра принадлежат такие известные картины, как «Последнее лето детства», «Дикая охота короля Стаха». Он дал толчок к развитию киноискусства двум культурам: белорусской и русской. Член Гильдии кинорежиссёров России и Академии кинематографических искусств «Ника», он сравнивал свои фильмы с разрозненными листками из записной книжки.
Картина снята по мотивам повести Виктора Муратова «Мы убегали на фронт». Оператор-постановщик – Татьяна Логинова, композитор – Евгений Глебов. Она состоит из шести частей-сонетов, которые рассказывают о нелёгком пути на фронт двух закадычных друзей – Артёма Перегудова (Игорь Меркулов) и Ивана Собыренко (Саша Жуковский), ставших бас-геликоном и барабаном музыкального взвода авиационного училища.
Режиссёр не случайно выбирает в качестве формы повествования «венок сонетов». Каждый новый эпизод фильма начинается с конца предыдущего, как и строки сонета. А первый и последний – одной и той же сценой: море, детали военной техники, большой корабль на берегу и проезжающая на его фоне маленькая машина с немцами. Вот тут и отражена вся житейская мудрость: человек не знает, сколько лет ему уготовано прожить, и пятнадцатым (могильным) сонетом, когда человек вспоминает все самые важные события своей жизни, может стать любое из четырнадцати предыдущих стихотворений. А самая большая несправедливость — это когда подобная участь ждёт детей.
Герои Рубинчика – подростки 13-14 лет, сбежавшие от родителей и родных, чтобы попасть на фронт и помочь взрослым в борьбе за Родину. В начале фильма они строптивые, недоверчивые, малосмыслящие дикари, которых ссаживают с поезда и заставляют играть в оркестре. Но путь до Германии через школу, театр, КПП, железнодорожный вокзал, меняет их характеры и личности — в конце фильма перед нами предстают опытные, здраво рассуждающие ребята, знающие цену товариществу и дружбе.
Если в начале их стремление пойти на фронт вызывало насмешки, то потом – уже восхищение тем, что они смогли это сделать. Да и сам режиссёр показывает их не несмышлёными мальчишками, а уже взрослыми ответственными мужчинами, и делает он это с помощью различных жанров искусства.
Неудивительно, что в фильме, в основном, играет именно оркестр, ведь отец Валерия Рубинчика был дирижёром, да и сцены с театром и образ венка сонетов тоже неспроста – его отец также был и директором Русского театра в Минске.
Помимо музыки и театра, большое внимание в картине уделено литературе (небольшая тетрадь со стихами Артёма Перегудова, сонеты Шекспира в декламации военного корреспондента, стихи Беллы Ахмадулиной, становящиеся фоном самых знаменательных моментов жизни главных героев, выражением их чувств и мыслей) и живописи. Вообще отдельного внимания и восхищения заслуживает игра режиссёра с картинами. Например, когда Артём выбирал, смотреть или не смотреть на переодевающуюся девушку: камера показывает сначала фрагмент картины, где девочки закрывают руками глаза, и потом тут же переходит на портрет прямосмотрящего человека. Режиссёр тем самым говорит о том, что сколько бы не продолжалась война и жизнь, искусство вечно. Оно спасает в самые тяжёлые моменты жизни, да и как поёт Леонид Утёсов: «легко на сердце от песни весёлой… она нам строить и жить помогает».
Вот только разлуке двух друзей оно не помешало. После того, как ребятам удалось прорваться через КПП и догнать капитана Третьяка, который ждал их в Люблине, они теряют друг друга, так как Артём отстанет от поезда. И зритель так никогда и не узнает, встретились ли друзья, когда фашисты выстрелили в спину Артёма, спасающегося на мотоцикле. А будет это уже после победы, после взятия Берлина…
Вообще тема детей на войне очень хорошо отражена как в белорусской (Светлана Алексиевич «Последние свидетели»), так и российской (фронтовые очерки Аркадия Гайдара «Война и дети») литературах. Но в сфере кино сейчас полный застой. После выхода фильма Валерия Рубинчика «Венок сонетов» в 1976 и Элема Климова «Иди и смотри» в 1985 годах, в современном кинематографе не появилось ни одного фильма о детях на войне. Современники стараются реконструировать известные сражения (фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», 2015 г.) или экранизировать известные литературные произведения (фильм Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие», также 2015 г.). Да, они рассказывают о героизме молодых девушек и парней, которых война лишила розовых очков, но они уже не дети, им по 17-18 лет.
Возвращаясь к «Венку сонетов», хочется особое внимание уделить именно режиссёрской работе. Валерий Давидович очень часто использует крупные планы, чтобы показать состояние героев: глаза Артёма и Вани, движения рук, жесты. Но он никогда не изображает их открыто: глаза, лицо скрыты то за листьями цветов, то в окне кузова машины, за декорациями в театре или за деревьями, укрывающими от посторонних.
В конце каждого сонета используется средний план, который играет роль памяти героев, показывая прощальные фотографии: скульптуры Пушкина, спектакля в театре, школьных учителей, семьи Марии. Финальный сонет заканчивается пулеметной очередью, и все эти фотографии будто проносятся перед глазами ребёнка. Автор и сценарист не говорят прямо, что мальчик погиб, но мы ведь знаем, что должно быть всего 15 сонетов.
Необходимо сказать об отсутствующей актёрской игре, ведь мальчики не играют — они живут. Фильм смотрится на одном дыхании, и ты не наблюдаешь за игрой, а видишь жизнь. Жесты, взгляды, эмоции, смех, интонация слов – всё выполнено с такой искренностью, правдивостью и честностью, что обвинить актёров в непрофессионализме не поворачивается язык.
Этот фильм можно посмотреть в компании родных и друзей, когда на улице стоит жара, чтобы дождь и море, сопровождающие наших героев, охладили своими потоками. Или посмотреть одному холодным зимним вечером, чтобы тепло детского сердца согрело жаром своего мужества, героизма, упорства и настойчивости. Или если вам просто захочется послушать прекрасную музыку, тоже посмотрите «Венок сонетов», который наполнен прекрасными мелодиями Евгения Глебова и стихами Беллы Ахмадулиной.
В 1977 году «Венок сонетов» стал лучшим фильмом для детей и юношества на десятом Всесоюзном кинофестивале в Риге.
Пусто, тихо, травы по пояс –
Так кончается краткая повесть,
Жизнь давно разминулась с войной.
Но стараньем детей и поэтов
На земле нескончаем венок!
Посмотреть фильм в хорошем качестве можно на сайте vkino.net: http://vkino.net/video/1420-film-venok-sonetov-1976.html