Поэзия молодых поэтов, что не вернулись с фронта
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для всего Советского Союза. Для того, чтобы отразить нападение Вермахта и освободить захваченные фашистами земли, многие миллионы солдат положили свою жизнь на алтарь войны. Среди них, конечно, были и молодые литераторы, многие из которых пошли в армию добровольцами, чтобы защитить те самые мечты, о которых писали в своих произведения. И поэтому я хотел бы рассказать о нескольких поэтах той эпохи, и рассмотреть то, как тяжелые военные будни отразились на их мировосприятии и творчестве.

Коган Павел Давыдович, советский поэт-романтик, родился в 1918 году, в Киеве. С четырёх лет жил в Москве. В 1936 году Павел поступил в московский Институт философии и литературы (ИФЛИ). Именно там он в соавторстве с Георгием Лепским написал свою известнейшие стихи «Бригантина», на основе которых потом была создана одноименная песня. Летом 1941 года он находился в Армении, и по состоянию здоровья был освобожден от призыва, однако все равно пошел переводчиком в разведотряд. 23 сентября 1942 года на сопке недалеко от Новороссийска Коган и его отряд были вынуждены вступить в перестрелку с врагом, в ходе которой поэта смертельно ранили.
У земли весенняя обнова,
только мне идти по ноябрю.
Кто меня полюбит горевого,
я тому туманы подарю.
Я тому отдам чужие страны
и в морях далеких корабли,
я тому скажу, шальной и странный,
то, что никому не говорил.
Я тому отдам мои тревоги,
легкие неясные мечты,
дальние зовущие дороги,
грустные апрельские цветы…
В этом стихотворении 1935 года видны горькие чувства и поиск смысла жизни, что вполне себе отражает возвышенную душу автора.
Из военного творчества Павла Когана, увы, ничего не сохранилось. Но и в последнем сохранившемся стихотворении, датируемым апрелем 41 года, можно увидеть влияние идущей Второй Мировой и грядущей Великой Отечественной войн. Тяжесть военной угрозы скользит в этих строчках:
Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь
И, задохнувшись «Интернационалом»,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.

Михаил Валентинович Кульчицкий родился в августе 1919 года. Эта пора совпала со временем гибели известного советского революционера Николая Щорса, который потом служил кумиром для юного поэта. Изначально учившись в Харькове, он затем поступил в Литературный институт имени Горького, где его и застала война. Кульчицкий воевал в истребительном батальоне и даже успел закончить пулетно-минометное училище в декабре 1942 года, на звание младшего лейтенанта. Но 18 января 1943 года, во время контрнаступления под Сталинградом, шальная пуля забрала жизнь поэта, так и не успевшего показать себя миру.
Если в его довоенной лирике преобладала тема революции и Щорса, то вот в военной лирике уже вырисовывается осознание ужаса и безнадежности бесконечных перестрелок.
Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: «лейтенант»
звучит вот так: «Налейте нам!»
И, зная топографию,
он топает по гравию.
Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чeботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.

Николай Петрович Майоров родился в 1919 году в Ульянской губернии, в небольшой деревушке Дуровка. Закончив местную общеобразовательную школу, он с прекрасными результатами поступил на истфак МГУ, а через два года, в 1939, начал параллельно учиться в Литературном институте имени Горького. В октябре 1941 года был призван в РККА и участвовал в обороне Москвы. Однако во время февральского контрнаступление под Смоленском был убит и похоронен в братской могиле в селе Карманово.
В основном он писал на самые разные темы: от лирических пейзажей до внутренних переживаний Гоголя. Например, вот несколько строчек из его разных стихотворений:
…А ночью он присел к камину
и, пододвинув табурет,
следил, как тень ложилась клином
на мелкий шашечный паркет.
Я шёл, весёлый и нескладный,
Почти влюблённый, и никто
Мне не сказал в дверях парадных,
Что не застёгнуто пальто.
Я полюбил весомые слова,
Просторный август, бабочку на раме
И сон в саду, где падает трава
К моим ногам неровными рядами.
Но перед войной и у него начало прослеживаться предчувствие беды. Именно оно отображается в его пророческом стихотворении, написанном ровно за год до призыва в армию:
Я не знаю, у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою,
Не коснувшись опоздавшей славы,
Для которой песни я пою.
Ширь России, дали Украины,
Умирая, вспомню… и опять –
Женщину, которую у тына
Так и не посмел поцеловать.
***
Как мы видим, война так или иначе повлияла на творчество этих молодых поэтов, которые от восторженно-романтичной поэзии перешли к описанию собственных чувств по отношению к наблюдающимся сражениям и неотвратимой смерти. Увы, я смог привести лишь несколько небольших примеров, не передав мысли поэтов в должной степени и не рассказав о десятках их товарищей по перу, погибших на фронте. Но уже того, что я поведал, должно быть достаточно для осознания того, насколько сильно война меняет людей и какие страдания приносит.