Почему Беларусь была изначально обречена на успех в Евровидении 13

Почему Беларусь была изначально обречена на успех в Евровидении

В шведском Мальмё состоялся финал престижного европейского конкурса песни, в котором прогнозируемо победила датская исполнительница Эммели де Форест  с песней «Only Teardrops». Произведение действительно достойное: ещё до старта полуфинала оно взорвало европейские чарты и букмекеры во весь свой огромный голос предвещали датчанке победу. Так и случилось, с чем мы Эммели и поздравляем.

Организация конкурса на запредельном уровне, хотя шведы решились пойти на некоторые новшества. Этот конкурс вёл один-единственный ведущий вместо привычных трех. Также сцена в Мальме построена без светодиодного экрана, который раньше присутствовал во всех шоу. Такие изменения объясняются тем, что продюсеры хотят сократить затраты на организацию конкурса. С каждым годом Евровидение дорожает и его проведение остается затратным. Хотя если посмотреть на статистику, станет ясно, для кого проведение конкурса – это обычная дань регламенту, и какие страны готовы ради Евро на все. Украина в 2005-ом выложила 22 млн (тут и дальше – в евро.), через год Греция сократила цифру вдвое. Финляндия в 2007-ом раскошелилась на 14 млн, а вложения Сербии в 2009-ом не дотянули и до 10 млн. Абсолютным рекордсменом в плане затрат на проведение престижного мероприятия стала Россия, удивив прагматичных европейцев невероятным размахом. В общей сложности Евровидение обошлось соседям в 35 млн (некоторые источники называют цифру в 55 млн), которые даже при самом лучшем раскладе не могли окупиться. Посему заметно, что в Европе к конкурсу относятся довольно спокойно и тратиться на него не хотят. Стоимость проведения конкурса в Швеции составила 15 млн — это самый бюджетный музыкальный конкурс за последние пять лет. В прошлом году Азербайджан только на концертную часть выложил 50 млн евро.

Несмотря на финансовую экономию в Мальмё, телевизионщики создали все условия: 1300 прожекторов, 200 динамиков, 400 тонн светового и музыкального  оборудования. Канал-организатор сделал больший упор на картинку на экране, чему раньше отдавалось не так много внимания. К примеру, шведы объездили все страны и сняли исполнителей в домашней обстановке. Наша Алёна Ланская в этом промо-ролике успела покататься на велотреке «Минск-Арены», побывать в цирке и оставить бурю положительных эмоций. Шведы с этим подходом угадали на все сто – конкурс стал более живой для всех участников.

И хотя организаторы утверждают, что никаких музыкальных рамок в конкурсе нет, что формат музыки ничем не ограничен, мы вновь стали свидетелем обратного. Вообще, основной зритель любит поп- и фолк-музыку, поэтому в основном артисты сами, либо же внутреннее жюри выставляют на конкурс тот стиль, который бы не вызывал отвращения у всех слушателей – не смотря на разность народов, зрительская аудитория обычно единогласна в предпочтениях. Исключениями являются разве что финская хард-рок-группа Lordi и турецкая рок-группа MaNga, несколькими годами ранее успешно выступавшие в конкурсе. Но это коллективы с европейским именем, поэтому успех можно считать закономерным.  А вот глэм-рок-группа The Ark,  метал-группа Wig Wam, или хотя бы наши парни из Litesound – не формат, не имеющие громкого имени в Европе и провалившие, в итоге, Евровидение. Какие уж тут черногорцы в костюмах космонавтов или разрывной dubstep… В этом сезоне честь представлять Беларусь выпала Алене Ланской – певице с милой внешностью и приятным голосом, исполняющей песню «Solayoh» — как видим, Беларусь также невольно подстраивается под эти «нет ограничений» рамки, и сходу же наша исполнительница пробилась в финал, оставив самое приятное впечатление у шведских журналистов и европейского зрителя. Иначе быть не могло – надоело уже оставаться с ничем в полуфинале, а тут ещё жеребьёвка так обернулась, что в финале с нами пели семь стран из бывшего СССР, так что перед финалом хотелось думать, что Алена со своей зажигательной песней покорит всю Европу. Но не покорила, на что есть куча причин.

Из года в год мы видим всё ту же проблему, которую можно образно назвать  «соседский принцип голосования телезрителей». Зрители в первую очередь голосуют за представителей тех стран, с которыми их объединяют наиболее тесные культурно-исторические либо иные связи. Соответственно, не голосуют, если у стран нет никаких отношений, либо эти отношения имеют негативный оттенок. В качестве примера к последнему правильно будет отнести Армению и Азербайджан —  в 2012 Армения, так как конкурс песни проводился в Баку, и вовсе отказалась от выступления.

Давно замечено, что на конкурсе часто зрители голосуют не за конкретных исполнителей, а за страну, которую они представляют. В этом году и вовсе все участники были разбиты на условных два лагеря – «запад» и «восток». Одни тянули одних, другие других. А победителем, обычно, выходит тот, кто в эту кашу умеет засунуть самую большую ложку. И даже ход в исполнении Швеции по решению этого вопроса — лозунг «We Are One» (Мы едины) – не решил эту проблему. Но к шведам претензий никаких нет и быть не может – это проблема всей Европы, и решению, на мой взгляд, не подлежит.

Я не признаю фразу  «выступить ради выступления».  Просто показать себя Европе? Зачем? Если о победителях, по сути, забывают через пару лет, то о полуфиналистах не помнят и на следующий сезон – разве что свой народ, у которого остались программки и постеры на стене. Если уж ехать – за победой, если уж ехать – то отнестись к этому со всей ответственностью и сделать все для победы. За редким исключением у нас отсутствовала должная подготовка из года в год, многое делалось на азарте и транжирилось «по неопытности». Какая тут победа? Чем цеплять Европу? А должное финансирование – его просто не было, спросите как-нибудь при  встрече у братьев Карякиных на это счёт.

Ланская, как казалось, нашла выход. Во-первых, интернациональная команда — бельгийский автор песни, сербский постановщик номера, греческий дизайнер, словенец и немец в подтанцовке. Таким образом, в этих трех странах Ланская хоть немного, но была на слуху, а посему шансы получить баллы из этой страны  немного увеличились. Что ж, не вышло, из этой тройки только Греция подарила белорусам небольшую радость. Провальным оказался и промо-тур по Бельгии в конце апреля, так как Бельгия Беларуси ни дала и балла.  Это всё опыт, и в следующем году наш представитель должен подобные мелочи учесть.

Во-вторых, промо-продукция. На эту радость ушло 220 тысяч евро. В списке было около 50 наименований — от тысячи бутылок водки и такого же количества пряников и шоколадок «Аленка»,  до флешек и декоративной и загадочной планеты Solayoh.

«Когда артист приезжает на «Евровидение», возникает большой интерес не только к нему и его песне, но и к стране. Посредством этого конкурса можно рассказывать и о нашем государстве, о нашей культуре, истории, национальных товаропроизводителях. Это важно и для брендинга самого государства. Потому так много всего. Честно говоря, такого количества промо-продукции не было еще в истории белорусских участников. В этом году мы превзошли сами себя», — рассказал продюсер Ланской Дмитрий Баранов.

Но, снова отсутствие удачи: водку через границу провозить в больших объемах нельзя, и определенная часть продукции вернулась на прилавки минских магазинов. Опять же, опыт.

В-третьих, солидные спонсоры. Глава компании «Интерсервис» Николай Воробей и председатель совета директоров ОАО «Амкодор» Александр Шакутин и другие, точнее, их вложения позволили Ланской ездить в промо-туры, заниматься постановкой номера и снимать клипы. Тут без просчётов — ролик с клипом на youtube.com посмотрели более двух миллионов пользователей.

Ответственный профессиональный подход, несомненно, поспособствовал 16-ому итоговому месту, которое, глядя на предыдущие выступления белорусов, можно назвать успешным. В 2007-ом Дмитрий Колдун занял шестое место, что является лучшим результатом в истории. Ланская с 16-ым на втором месте.

Но мы должны были быть выше шестнадцатого места. Точнее, вправе рассчитывать на большее. Раз уж в конкурсе царит зрительская предвзятость, это не должно было обходить Беларусь. Но обошло. Соседняя Россия, которая всегда нам выставляла высокие баллы, творчество Ланской оценила «на ноль», что вызывает у нас опустошение и горечь, и вообще заставляет усомниться в объективности подсчёте голосов. Ну не может быть так, ведь с русским народом у нас не только единое прошлое, но и твердое настоящее –тысячи белорусов живут в России, тысячи живут на границе, которые могут голосовать, как говорится, сами за себя.  Соседняя Латвия последовала российскому примеру, а Литва отдала лишь один балл. На этом фоне Украина выглядит лучше всех, отдав Ланской все 12 баллов. Вот это воистину соседский подарок!

И тут не должно быть обиды, ведь, в принципе, голосовать должны за песню, а не за страну. Но это не помешало, к примеру, Греции на начальном этапе голосования держаться в первой тройке (интересно, отчего?), не мешало скандинавам дарить очки скандинавам и так до бесконечности. Очевидно, что мы не досчитались 15-20 очков, которые должны были вывести Беларусь в первый десяток. Теперь конкурс и вовсе напоминает цирк, где отсутствует всякая логика и последующие объяснения.  Для нас место 16 – результат хороший, но не показательный.

Нашим ребятам обязательно нужно подвести итог работы. Детально и кропотливо.  Вынести из этой суматохи всё лучшее, основать на этом фундамент и двигаться в нужном направлении. Если белорусы рассматривают Евровидение как самый престижный конкурс песни (многие страны запада, к примеру, так перестали считать уже давно) и хотят достигать высокого результата, двигаться нужно именно в том направлении, которое указала Ланская. Оно верное, хоть и затратное. Были ошибки, которые следует учесть, в частности, поработать с промо-турами по соседним странам, разбросить вектора туда, где люди более близки нам. Нужно продолжать, как Алёна, легко выходить на контакт с прессой и заниматься пиар-компанией во всемирной сети – у многих стран, таких как Россия, это уже доведено до автоматизма.  В общем, Беларусь способна на многое, и ведь понятно, что не только песня решает, какое место будет у исполнителя в итоге. Нужно работать в этих направлениях – и результат придет.

Алена Ланская хоть и не стала лучшей в Европе, для нас она всё равно одержала победу. Свою, маленькую, но победу.  Полностью отдалась сцене и  достойно представила страну на европейской арене. Алёна, ты молодец!

Один комментарий о “Почему Беларусь была изначально обречена на успех в Евровидении

  1. Хороший и структурированный аналитический материал. Все четко и последовательно. Много интересных фактов, читалось легко.
    Однако вечная наша беда (в смысле, многих наших СМИ): как только Беларусь проиграла, громко и хором кричим: «Засудили!» И с названием немного перегиб: была ли Беларусь обречена на успех? И был ли вообще этот самый успех? Хотя сам заголовок не плох.
    А вообще материал хороший. Очень даже для абитуриента.

Добавить комментарий